Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Импровизация» Б. Пастернак

Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.

И было темно. И это был пруд
И волны.- И птиц из породы люблю вас,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Крикливые, черные, крепкие клювы.

И это был пруд. И было темно.
Пылали кубышки с полуночным дегтем.
И было волною обглодано дно
У лодки. И грызлися птицы у локтя.

И ночь полоскалась в гортанях запруд,
Казалось, покамест птенец не накормлен,
И самки скорей умертвят, чем умрут
Рулады в крикливом, искривленном горле.

1915 г.

Анализ стиха Б. Пастернака «Импровизация»

Стихотворение относится к раннему периоду творчества Пастернака и датируется 1915 годом. Значение слова импровизация – создание чего-либо, сочинение на ходу, без предварительной подготовки. Как известно, Пастернак был виртуозным пианистом и даже одно время планировал связать жизнь с музыкальным творчеством.

В рамках произведения отражены авторские искания путей воплощения душевного настроя и противопоставление двух мотивов: умиротворенности, кротости и ярости, гордости. Произведение «Импровизация» похоже на зарисовку, изображающую метания, внутреннюю дисгармонию бытия и человека, которой пытается разглядеть в сущем зачатки искомой гармонии.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «клавишей стаю», «пылали кубышки», «грызлися птицы», «было волною обглодано»;
  • олицетворения – «ночь терлась о локоть», «ночь полоскалась в гортанях», «волною обглодано»;
  • анафорический повтор «Я кормил … Я вытянул руки, я встал…» как акцент на личности лирического героя;
  • многосоюзие – «И было темно. И …о был пруд и волны.- И птиц из породы…»;
  • аллитерацию как средство звукописи при сочетании глухих согласных – «покамест птенец», тревожащего вибрирующего «р» – «крикливые, черные, крепкие»;
  • рефрен – «И это был пруд. И было темно» – концентрирует внимание на обстановке;
  • метафору – «гортани запруд»;
  • эпитеты – «полуночный деготь», «крикливые клювы»;
  • контекстуальные синонимы «горло, клюв» как источники звуков.

Лирический герой предстает перед читателем и музыкантом (оборот «стая клавишей», «вытянул руки», как пианист), и поэтом, выделяет творческие начала, объединяющие музыку и поэзию, подчеркивает их тесную связь – общность мелодики и звучания, их высоких гуманистических смыслов. Произведение отражает представления автора о творчестве в самом широком смысле и ассоциированной с музыкой поэзии.

Ненакормленный птенец – символ беспокойного сердца лирического героя. Кубышка – сосуд в виде кружки, деготь – горючая смолистая жидкость. «Пылали кубышки с полуночным дегтем» – метафорическое описание горящих в ночи факелов, придающее тексту романтическую таинственность. Птицы из породы люблю вас – метафорическое название лебедей.

Существует и другая версия стихотворения, которая написана в 1946 году и отражает изменения индивидуального авторского стиля поэта.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах