«Ива» А. Фет
Сядем здесь, у этой ивы,
Что за чудные извивы
На коре вокруг дупла!
А под ивой как красивы
Золотые переливы
Струй дрожащего стекла!Ветви сочные дугою
Перегнулись над водою,
Как зеленый водопад;
Как живые, как иглою,
Будто споря меж собою,
Листья воду бороздят.В этом зеркале под ивой
Уловил мой глаз ревнивый
Сердцу милые черты…
Мягче взор твой горделивый…
Я дрожу, глядя, счастливый,
Как в воде дрожишь и ты.
1854 г.
Анализ стихотворения Фета «Ива»
В поэтическом тексте 1854 г. классическая тема любовного свидания служит отправной точкой для развития лирического сюжета. Его основная часть посвящена описанию дерева, под которым присела гуляющая пара.
Внимательный созерцатель увлечен разглядыванием двух деталей пейзажа – ивы и водной глади, к которой наклонились ее ветви. Интересно, что к изображению дерева относится только оценочный эпитет «чудные», характеризующий затейливый узор его коры. Основная часть зарисовки сфокусирована на сочетании двух природных объектов, отмеченном метафорической формулой «зеркало под ивой».
Наблюдение за комплексом образов обусловливает применение художественных средств со свежим, ярким значением. В центральном эпизоде появляются два оригинальных сравнения: побеги дерева похожи на «зеленый водопад», а остроконечная листва – на иглы. Динамизм в картину пейзажа вносят тропы с антропоморфными компонентами, самый выразительный из которых моделирует воображаемый спор между листьями.
Мотив дрожания, заданный начальной строфой, развивается в финале. Если сначала он относится к образу спокойной воды, то в завершающих строках этот мотив используется для оценки отношений влюбленных. «Ревнивый» герой замечает, что водное зеркало изменило облик милой: ее «горделивый» взгляд стал нежнее, мягче. Изменения во взоре поддерживает мотив дрожания, связанный с игрой воды на уровне реального плана стихотворения. Если усмотреть конфликт между парой, возникший на этапе предтекста, гармоничное звучание финала его снимает. На это указывают и общие черты портретов персонажей, явленные в отражении, и лексема «счастливый», задействованная при самооценке лирического субъекта.
Неуловимые «переливы» воды и тонкие изменения настроения героев – импрессионистическая манера фетовской лирики с блеском осваивает обе темы, плавно и непринужденно переводя фокус повествования из одной категории в другую. Праздничная комбинация цветовых доминант – золото и зелень – поддерживает радостные, солнечные интонации, господствующие в стихотворении.
Образ воды как изменчивых потоков «дрожащего стекла» появляется в лирике Бунина. Стремясь уловить ускользающие впечатления и переменчивое состояние природных объектов, поэт обращается к эпитету «стекловидный» и сравнению влаги с жидким или расплавленным стеклом («Восход луны»).