«Как силуэт» В. Ходасевич
1Как силуэт на лунной синеве,
Чернеет ветка кружевом спаленным.
Ты призраком возникла на траве –
Как силуэт на лунной синеве, –
Ты вознесла к невнемлющей листве
Недвижность рук изгибом исступленным…
Как силуэт на лунной синеве,
Чернеет ветка кружевом спаленным.2Из-за стволов забвенная река
Колеблет пятна лунной пуантели.
О, как чиста, спокойна и легка
Из-за стволов – забвенная река!
Ты темная пришла издалека
Забыть, застыть у темной колыбели.
Из-за стволов забвенная река
Колеблет пятна лунной пуантели…
19–20 июля 1907 г., Москва.
Сборник «Молодость» (1908). Цикл «В моей стране».
Анализ стиха В. Ходасевича «Как силуэт»
Изящный и незаслуженно забытый триолет – это особая стихотворная форма, так называемое восьмистишие. Суть о том, что две первые его строки дублируются в конце строфы таким образом, что первая строка совпадает с четвeртой. Получатся, что заглавная (первая) строка повторяется в пределах строфы три раза, а вторая – она же последняя – два. При этом число «три» приобретает магический, почти библейский характер. Возникает «троица»: слово, его значение и вызываемое им чувство, и задача поэта заключается в том, чтобы повторы естественно вписывались в ткань повествования. И хотя Владислав Ходасевич был убежден, что его творения народу непонятны, поэт, один из немногих, владел техникой создания триолета в совершенстве.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- сравнения – «как силуэт, чернеет кружевом», «призраком возникла» – подчеркивают эфемерность происходящего;
- эпитеты – «лунная синева», «лунная пуантель»;
- олицетворения – «невнемлющая (в контексте речи – неподвижная, равнодушная) листва», «река спокойна» – придают речи живость и образность;
- катахрезу – «исступленный (крайне возбужденный, взволнованный) изгиб», при помощи которой автор усиливает экспрессию, противопоставляет ее царящему в природе полному покою;
- эпитет – «забвенная река (в контексте речи – помогающая забыться, отрешиться от действительности)»;
- метафору – «вознесла недвижность изгибом»;
- лексику высокого стиля – «вознесла», вносящую патетическую ноту;
- ряд однородных членов предложения – «чиста, спокойна, легка»;
- эллипсис – «из-за стволов – (виднеющаяся) забвенная река»;
- риторическое восклицание – «О, как чиста … река!»;
- лексический повтор – «темная пришла … застыть у темной колыбели».
Пуантель – манера письма картин точками, небольшими мазками чистого цвета, которые в комплексе смотрятся как элементы мозаики. Понятие словно отражает авторское черно-белое восприятие мира, танцующие на воде светотени, контрасты и века, и человеческой души.
Стихотворение, тая в себе особую магию, описывает статическую картину лунной ночи, когда все охвачено тишиной. Но тишина эта обманчива – она словно хранит величайшее напряжение чувств, отражаемое позой девушки. Техника триолета с его повторами словно подчеркивает круговорот, повторение всего, что бывает на свете, но в новом качестве.