Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Владислав Ходасевич

«Как силуэт» В. Ходасевич

1

Как силуэт на лунной синеве,
Чернеет ветка кружевом спаленным.
Ты призраком возникла на траве –
Как силуэт на лунной синеве, –
Ты вознесла к невнемлющей листве
Недвижность рук изгибом исступленным…
Как силуэт на лунной синеве,
Чернеет ветка кружевом спаленным.

2

Из-за стволов забвенная река
Колеблет пятна лунной пуантели.
О, как чиста, спокойна и легка
Из-за стволов – забвенная река!
Ты темная пришла издалека
Забыть, застыть у темной колыбели.
Из-за стволов забвенная река
Колеблет пятна лунной пуантели…

19–20 июля 1907 г., Москва.
Сборник «Молодость» (1908). Цикл «В моей стране».

Анализ стиха В. Ходасевича «Как силуэт»

Изящный и незаслуженно забытый триолет – это особая стихотворная форма, так называемое восьмистишие. Суть о том, что две первые его строки дублируются в конце строфы таким образом, что первая строка совпадает с четвeртой. Получатся, что заглавная (первая) строка повторяется в пределах строфы три раза, а вторая – она же последняя – два. При этом число «три» приобретает магический, почти библейский характер. Возникает «троица»: слово, его значение и вызываемое им чувство, и задача поэта заключается в том, чтобы повторы естественно вписывались в ткань повествования. И хотя Владислав Ходасевич был убежден, что его творения народу непонятны, поэт, один из немногих, владел техникой создания триолета в совершенстве.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • сравнения – «как силуэт, чернеет кружевом», «призраком возникла» – подчеркивают эфемерность происходящего;
  • эпитеты – «лунная синева», «лунная пуантель»;
  • олицетворения – «невнемлющая (в контексте речи – неподвижная, равнодушная) листва», «река спокойна» – придают речи живость и образность;
  • катахрезу – «исступленный (крайне возбужденный, взволнованный) изгиб», при помощи которой автор усиливает экспрессию, противопоставляет ее царящему в природе полному покою;
  • эпитет – «забвенная река (в контексте речи – помогающая забыться, отрешиться от действительности)»;
  • метафору – «вознесла недвижность изгибом»;
  • лексику высокого стиля – «вознесла», вносящую патетическую ноту;
  • ряд однородных членов предложения – «чиста, спокойна, легка»;
  • эллипсис – «из-за стволов – (виднеющаяся) забвенная река»;
  • риторическое восклицание – «О, как чиста … река!»;
  • лексический повтор – «темная пришла … застыть у темной колыбели».

Пуантель – манера письма картин точками, небольшими мазками чистого цвета, которые в комплексе смотрятся как элементы мозаики. Понятие словно отражает авторское черно-белое восприятие мира, танцующие на воде светотени, контрасты и века, и человеческой души.

Стихотворение, тая в себе особую магию, описывает статическую картину лунной ночи, когда все охвачено тишиной. Но тишина эта обманчива – она словно хранит величайшее напряжение чувств, отражаемое позой девушки. Техника триолета с его повторами словно подчеркивает круговорот, повторение всего, что бывает на свете, но в новом качестве.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах