«Капель» З. Александрова
На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна,
Идёт апрель, звенит капель,
В лесу у нас весна.По снегу капельки стучат:
– Подснежник, полно спать!
А шубки белок и зайчат
С утра мокры опять.И, замедляя хитрый бег,
Идя по снегу вброд,
Проваливаясь в талый снег,
Лиса из лунки пьёт.Жемчужинки слетают вниз:
«А ну, ловите нас!»
Весь в дырочках от светлых брызг
Под ёлкой хрупкий наст.Но всё же март, а не апрель
Лишь солнышко зайдёт,
Смолкает звонкая капель
И вновь на ветках лёд.
Анализ стихотворения Александровой «Капель»
Точная дата написания стихотворения неизвестна. Вероятнее всего, оно появилось в 30-х гг. XX в., когда начинающая поэтесса создала ряд детских произведений на природную тематику. Автор, всегда внимательный к малозаметным деталям, изображает многоликий образ весны: несмелой, ранней или зрелой, уверенной, поражающей ароматом и пышностью цветущих садов. Лирическая героиня Александровой не устает удивляться многообразию и красоте окружающего мира: в произведении «Весеннее чудо» ребята находят воздушные бусинки яркой клюквы, перезимовавшей на болоте.
В зачине и концовке «Капели» содержатся указания, точно определяющие художественное время текста: природная зарисовка датируется концом марта. Выразительные пейзажные картины отображают переменчивый характер погоды, когда ранняя весна будто состязается с уходящей зимой.
Основную часть произведения занимает описание оттепели, главной приметой которой становится капель. Автор следует простой, но убедительной логике, характерной для лучших образцов стихотворений для детей: солнечные лучи согревают лес, и на ветках деревьев появляются капли воды. В изображении капели первенствуют акустические атрибуты – звон и стук. Олицетворяя центральный образ, субъект речи наделяет его свойством говорить: тяжелые капли обращаются с призывом к первоцвету.
Обилие влаги – особенность пейзажа, организующая миниатюрные сценки, которые занимают центральные строфы. У лесных обитателей намокла шерсть, которая обозначена лексемой «шубки», обладающей уменьшительно-ласкательной семантикой. Проваливается в подтаявший снег лиса, вынужденная перейти с бега на медленный шаг. Выразительные живописные зарисовки, созданные понятным языком, отражают важные сезонные изменения, вторгшиеся в жизнь леса.
В четвертом катрене автор возвращается к изображению таящего снега. Это образ характеризуется перифразой «жемчужинки». Семантика тропа указывает на особенности зарисовки: на этот раз в описании лидируют визуальные ориентиры. В числе последних – маленькие следы, которые оставили упавшие капли на заледеневшей корке снега.
Развернутой картине оттепели противопоставляется лаконичное изображение заморозков, набирающих силу после захода солнца. При помощи живой, доступной, красочной образности детям сообщается о природных закономерностях: водяные капли замерзают, чтобы утром оттаять вновь.
Автор: Зинаида Александрова