Как писать стихи

«Милому» А. Ахматова


«Милому» Анна Ахматова

Голубя ко мне не присылай,
Писем беспокойных не пиши,
Ветром мартовским в лицо не вей.
Я вошла вчера в зеленый рай,
Где покой для тела и души
Под шатром тенистых тополей.

И отсюда вижу городок,
Будки и казармы у дворца,
Надо льдом китайский желтый мост.
Третий час меня ты ждешь — продрог,
А уйти не можешь от крыльца
И дивишься, сколько новых звезд.

Серой белкой прыгну на ольху,
Ласточкой пугливой побегу,
Лебедью тебя я стану звать,
Чтоб не страшно было жениху
В голубом кружащемся снегу
Мёртвую невесту поджидать.

Анализ стихотворения Ахматовой «Милому»

Анна Ахматова посвятила стихотворение «Милому» Николаю Владимировичу Недоброво. Этот недооценённый русский поэт и литературовед оказал большое влияние на Анну Андреевну. Поэтесса считала его критическую статью о собственном творчестве лучшим из всего, что было сказано в её адрес.

Н. В. Недоброво писал стихи в жанре, схожем с тем, в каком творила А. А. Ахматова. Но этих людей связывала не только общая литературная деятельность. В период между апрелем – маем 1913 г. и 19 мая 1914 г. поэты находились не то в дружеских, не то в романтических отношениях. Во всяком случае, в произведениях обоих прослеживаются такие мотивы. «Милому» написано в 1916 году уже после их расставания, а потому в нём сильнее всего звучит мелодия печали и разлуки.

В произведении три строфы, содержащие по шесть строк. Рифму можно выразить в виде следующей схемы: abcabc defdef ghighi. Что касается стихотворного размера, то можно заметить, что в строке присутствует удивительная симметрия – сначала мы видим дактиль, затем следует амфибрахий, а затем – анапест.

В качестве лирической героини выступает сама поэтесса. Она повествует от первого лица. Слова автора пропитаны умиротворением и нежностью. Обратим внимание, как спокойно обращается она к своему возлюбленному, мягко, но решительно запрещая ему пытаться с ней связаться.

В тексте стихотворения встречаем метафоры «зелёный рай», «шатёр тенистых тополей». Сразу на ум приходят старинные парки при роскошных дворцах. Этот образ поэтесса подкрепляет картинами из своего детства: «…городок, будки и казармы у дворца…». Всё это – виды Царского Села, где прошли ученические годы Анны Андреевны. Эти строки вкупе с упоминаниями почтовых голубей словно переносят нас в прошлое, в великолепный российский XIX век с его аристократическими манерами и изящным бытом.

О неподражаемых литературных традициях этого столетия напоминают строки о зверьках, приведённые в третьей строфе. В образах «серой белкой прыгну», «ласочкой пугливой пробегу», «лебедью стану звать» слышатся отголоски знаменитых сказок А. С. Пушкина о волшебных царевнах, способных оборачиваться любым существом по своему желанию. Образ жениха, терпящего лишения в поисках невесты, также отсылает нас к наследию великого поэта.

Вот только невеста у Ахматовой – вовсе не сказочная царевна. Заключительная строка произведения, словно ушат ледяной воды, ошеломляет читателя почти готическим в современном понимании этого выражения образом. Невеста мертва, и рай, о котором она говорила в первых строфах, не метафорический, а буквальный.

Получается, что состояние героини, способной всё же наблюдать за женихом из своего сверхъестественного мира, символизирует особое положение бывших возлюбленных. Герои больше не могут быть вместе, поскольку существуют хотя и в одной стране, но в разных мирах: она в постоянном творческом поиске, а он, как Н. В. Недоброво по отношению к Ахматовой, единственно в любви к ней.

Метки:


Загрузка...
Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах