Как писать стихи

«Москва» П. Вяземский

«Москва» Петр Вяземский

Город холмов и оврагов,
Город зеленых садов,
Уличных пестрых зигзагов,
Чистых и всяких прудов.

Город — церквей не дочтешься:
Их колокольный напев
Слушая, к небу несешься,
Душу молитвой согрев.

Гордым величьем красуясь,
Город с кремлевских вершин
Смотрит в поляны, любуясь
Прелестью свежих картин.

Лентой река голубая
Тихо струится кругом,
Жатвы, леса огибая,
Стены боярских хором.

Иноков мирных жилища,
Веры народной ковчег, —
Пристани жизни — кладбища,
Общий семейный ночлег.

Город причудливо странный,
Красок и образов смесь:
Древности благоуханной
Веет поэзия здесь.

Город — восточная сказка!
Город — российская быль!
Хартий нам родственных связка!
Святы их ветхость и пыль.

Молча читает их время!
С заревом славных веков
Льется на позднее племя
Доблестный отблеск отцов.

Город минувшего! Старче
С вечно младою душой
Всё и священней, и ярче
Блещет своей сединой!

Город сердечных страданий!
Город — моя колыбель:
Здесь мне в года обаяний
Жизни мерещилась цель.

Сколько здесь жизни я прожил!
Сколько растратил я сил!
Мысли и чувства тревожил
Юный, заносчивый пыл.

Позже смирилась отвага,
Волны души улеглись,
Трезвые радость и блага
В светлом затишьи слились.

Думы окрепли, созрели
В опыте, в бденьи, в борьбе:
Новые грани и цели
Жизнь призывали к себе.

Дружбы звезда засияла,
Дружба согрела мне грудь,
Душу мою воспитала,
Жизни украсила путь.

Прелесть труда, наслажденье
Мысль в стройный образ облечь,
Чувству найти выраженье,
Тайнам сердечным дать речь!

Творчества тихая радость,
Внутренней жизни очаг,
Вашу вкусил я здесь сладость
В чистом источнике благ.

Ныне, когда мне на плечи
Тяжкие годы легли,
С ними надежды далече
В тайную глубь отошли.

В памяти набожной ныне
Прошлым нежней дорожу:
Старый паломник, к святыне
Молча к Москве подхожу.

Жертвы вечерней кадилом
Будет Москве мой привет,
В память о прошлом, мне милом,
Братьям, которых уж нет.

Манит меня их дружина,
Полный раздумья стою:
Благословила бы сына,
Милую матерь молю.

Анализ стихотворения Вяземского «Москва»

Среди множества стихотворений, посвященных Москве, произведение П. А. Вяземского по изяществу формы, силе воздействия и богатству выразительных средств не имеет себе равных. Оно было написано поэтом, умудренным жизнью, 1868 году, в преклонных годах и свидетельствует о необычайной остроте ума и огромном чувстве любви к родному городу, который он считает святыней. Это настоящий гимн и последний привет человека в финале его жизненного пути.

Стихотворение, «Москва» как драгоценное ожерелье, буквально собрано из тропов и риторических фигур, и поэт великодушно дарит его и читателям, и любимому городу. Здесь и анафора «Сколько … прожил! Сколько растратил …!», отражающая процесс осмысления поэтом прожитых лет, и метафоры – «душу молитвой согрев», «огибая жатвы (в значении несжатые поля)», и метонимия – «красуясь величьем», «струится лентой», «ковчег веры», «поэзия древности», «зарево веков», «волны души», «отблеск отцов».

Город — ключевое слово: поэт его употребляет в стихотворении 10 раз. При упоминании о Москве Вяземский использует антитезы — «старче с вечно младою душой», «Город – …сказка! Город – …быль!» — и огромное количество перифразов – «город холмов», «город зеленых садов», «милая матерь», «чистый источник благ», «красок и образов смесь», «связка хартий (в значении «собрание законов», ставших основой российской государственности)», «моя колыбель», «святыня».

Невозможно перечислить все найденные поэтом яркие эпитеты, среди которых — «колокольный напев», «свежая картина», «мирный инок», «благоуханная древность», «родственные хартии», «доблестный отблеск», «светлое затишье», «кремлевские вершины». Из других средств художественной выразительности можно выделить эллипсис – «город – церквей не дочтешься», аллитерацию — «доблестный отблеск», многосоюзие — «в опыте, в бденьи, в борьбе».

Олицетворения придают изложению теплоту и человечность – «красуясь, город …смотрит, любуясь», «смирилась отвага», дружба согрела, …воспитала, украсила», «время читает». Инверсия – «иноков мирных жилища», «внутренней жизни очаг», «в памяти набожной», «жертвы …кадилом будет Москве мой привет», «вашу вкусил я здесь сладость» — частый прием стихотворений-апологий, создающих у читателя настроение приподнятости. Поэт использует оксюморон «пристани жизни – кладбища, …семейный ночлег», странный только для неверующего человека.

Пространные ряды однородных членов – дополнений: город «холмов и оврагов, садов, … зигзагов, прудов», огибая «жатвы, леса, стены…, …жилища, …ковчег — пристани жизни – кладбища, ночлег », облечь в образ «прелесть труда, наслажденье, мысль», — сказуемых: дружба «согрела, воспитала, украсила» — позволяют описать предметы и явления во всей их полноте.

Утратившего влияние при дворе и в литературном мире поэта молодые демократы грубо критиковали за смену либеральных воззрений на консервативные, за тяжеловесность и архаичность слога. Его пародировали люди, имен которых сейчас не вспомнит никто, а стихи Петра Андреевича, истинного патриота и крупного самодостаточного поэта, навсегда вписаны в золотой фонд русской классики.

Метки:



Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах