Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Петрушка, вечно ты с обновкой… (Монолог Фамусова)» А. Грибоедов

(Отрывок из пьесы «Горе от ума»)
     ‎Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем. Достань-ка календарь:
     Читай не так, как пономарь;
     А с чувством, с толком, с расстановкой.
Постой же. – На листе черкни на записном,
     Противу будущей недели:
     К Прасковье Федоровне в дом
     Во вторник зван я на форели.
     Куда как чуден создан свет!
     Пофилософствуй, ум вскружится;
     То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
     Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет.
     В четверг я зван на погребенье.
     Ох, род людской! пришло в забвенье,
Что всякий сам туда же должен лезть,
     В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.
Но память по себе намерен кто оставить
     Житьем похвальным, вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
     Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают.
     Кузьма Петрович! Мир ему! –
Что за тузы в Москве живут и умирают! –
     Пиши в четверг, одно уж к одному,
А может в пятницу, а может и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
     Она не родила, но по расчету
          По моему: должна родить…

1822–1824 гг.

Анализ монолога Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…» из комедии в стихах А. Грибоедова

Монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…» открывает второе действие пьесы «Горе от ума». Сравнительно небольшая речь Павла Афанасьевича, распределяющего время досуга, становится яркой характеристикой образа жизни, мыслей, манеры поведения, ценностей, окружения, повседневных забот и жизненных установок этого персонажа. С первых слов монолог демонстрирует властность, уверенность в себе, благополучие человека, в воле которого находятся все проживающие в доме, его плавное течении жизни и склонность к сарказму: продранный рукав лакея, выполняющего функции секретаря, хозяин с издевкой называет обновкой.

Календарь Фамусова, который заполняет Петрушка, – подобие того, что сегодня назвали бы ежедневником, органайзером, «книга», в которую «на память» вносят важную информацию. Поручая лакею прочесть записи, пребывающий в отличном расположении духа Павел Афанасьевич желает восстановить в памяти последовательность важных визитов, а заодно и спланировать дела на неделю.

Очевидно, что преуспевающий чиновник Фамусов живет в собственном уютном мирке, полагая себя его центром. В предвкушении плотного обеда с форелями у Прасковьи Федоровны, который предстоит прежде остальных дел, он философствует, сожалея о том, что будет вынужден переесть. При этом своими опасениями барин делится с крепостным, который, скорее всего, недоедает. Но Петрушка для Павла Афанасьевича не человек, а часть интерьера, призванная обеспечивать комфортное существование.

Перспектива побывать на поминках вынуждает Фамусова благодушно порассуждать о неотвратимости смерти, образно называя горб ларчиком, о личности умершего, память которого он приглашен почтить. Описывая жизненный путь покойного, некоего Кузьмы Петровича, Фамусов вспоминает о нем как об успешном и достойном человеке, житье которого «похвально» и который сполна реализовал карьерные возможности. По мнению барина, Кузьма Петрович может служить достойным примером для кого угодно и является эталоном для самого Фамусова. Ведь покойный нажил богатство (а это в глазах Фамусова лучшая характеристика), имел влияние при дворе, выгодно женился, вывел в камергеры сына – «доставил» камергерский ключ и ему, обеспечил безбедное будущее детей и внуков.

Следует пояснить, что камергер – придворный чин высокого ранга. А камергерский ключ, о котором упоминает Фамусов, – атрибут камергера, знак особого доверия, символ власти, обеспечивающий привилегированный доступ его обладателя в личные покои монарха и близость к государственной элите. Правда, император Александр I в 1809 году прекратил присвоение этого чина, но лица, пожалованные в камергеры до издания императорского указа, сохраняли камергерский чин пожизненно. Поэтому автор упоминает камергеров в своей пьесе.

Фамусов с восхищением говорит о московском обществе как средоточии тузов – представителей высшей знати, высокопоставленных, влиятельных лиц, которые только и достойны его внимания и уважения. В действительности приспособленец Фамусов не соболезнует и не радуется от души. Ни рождение, ни смерть не вызывают у него эмоционального отклика. Для Павла Афанасьевича визит в любой дом – лишь повод показаться в обществе, обозначить свое присутствие, выказать почтение вельможам, стоящим на сословной лестнице выше и способным при случае составить протекцию. Двусмысленный момент монолога – упоминание об обязанности окрестить ребенка у вдовы-докторши. Фамусов, оказывается, настолько вовлечен в ее дела, что уверенно предсказывает даже дату рождения ребенка.

Барские излияния прерывает приход Чацкого.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах