«Петрушка, вечно ты с обновкой… (Монолог Фамусова)» А. Грибоедов
(Отрывок из пьесы «Горе от ума»)Петрушка, вечно ты с обновкой, С разодранным локтем. Достань-ка календарь: Читай не так, как пономарь; А с чувством, с толком, с расстановкой. Постой же. – На листе черкни на записном, Противу будущей недели: К Прасковье Федоровне в дом Во вторник зван я на форели. Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй, ум вскружится; То бережешься, то обед: Ешь три часа, а в три дни не сварится! Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет. В четверг я зван на погребенье. Ох, род людской! пришло в забвенье, Что всякий сам туда же должен лезть, В тот ларчик, где ни стать, ни сесть. Но память по себе намерен кто оставить Житьем похвальным, вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! – Что за тузы в Москве живут и умирают! – Пиши в четверг, одно уж к одному, А может в пятницу, а может и в субботу, Я должен у вдовы, у докторши, крестить. Она не родила, но по расчету По моему: должна родить…
1822–1824 гг.
Анализ монолога Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…» из комедии в стихах А. Грибоедова
Монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…» открывает второе действие пьесы «Горе от ума». Сравнительно небольшая речь Павла Афанасьевича, распределяющего время досуга, становится яркой характеристикой образа жизни, мыслей, манеры поведения, ценностей, окружения, повседневных забот и жизненных установок этого персонажа. С первых слов монолог демонстрирует властность, уверенность в себе, благополучие человека, в воле которого находятся все проживающие в доме, его плавное течении жизни и склонность к сарказму: продранный рукав лакея, выполняющего функции секретаря, хозяин с издевкой называет обновкой.
Календарь Фамусова, который заполняет Петрушка, – подобие того, что сегодня назвали бы ежедневником, органайзером, «книга», в которую «на память» вносят важную информацию. Поручая лакею прочесть записи, пребывающий в отличном расположении духа Павел Афанасьевич желает восстановить в памяти последовательность важных визитов, а заодно и спланировать дела на неделю.
Очевидно, что преуспевающий чиновник Фамусов живет в собственном уютном мирке, полагая себя его центром. В предвкушении плотного обеда с форелями у Прасковьи Федоровны, который предстоит прежде остальных дел, он философствует, сожалея о том, что будет вынужден переесть. При этом своими опасениями барин делится с крепостным, который, скорее всего, недоедает. Но Петрушка для Павла Афанасьевича не человек, а часть интерьера, призванная обеспечивать комфортное существование.
Перспектива побывать на поминках вынуждает Фамусова благодушно порассуждать о неотвратимости смерти, образно называя горб ларчиком, о личности умершего, память которого он приглашен почтить. Описывая жизненный путь покойного, некоего Кузьмы Петровича, Фамусов вспоминает о нем как об успешном и достойном человеке, житье которого «похвально» и который сполна реализовал карьерные возможности. По мнению барина, Кузьма Петрович может служить достойным примером для кого угодно и является эталоном для самого Фамусова. Ведь покойный нажил богатство (а это в глазах Фамусова лучшая характеристика), имел влияние при дворе, выгодно женился, вывел в камергеры сына – «доставил» камергерский ключ и ему, обеспечил безбедное будущее детей и внуков.
Следует пояснить, что камергер – придворный чин высокого ранга. А камергерский ключ, о котором упоминает Фамусов, – атрибут камергера, знак особого доверия, символ власти, обеспечивающий привилегированный доступ его обладателя в личные покои монарха и близость к государственной элите. Правда, император Александр I в 1809 году прекратил присвоение этого чина, но лица, пожалованные в камергеры до издания императорского указа, сохраняли камергерский чин пожизненно. Поэтому автор упоминает камергеров в своей пьесе.
Фамусов с восхищением говорит о московском обществе как средоточии тузов – представителей высшей знати, высокопоставленных, влиятельных лиц, которые только и достойны его внимания и уважения. В действительности приспособленец Фамусов не соболезнует и не радуется от души. Ни рождение, ни смерть не вызывают у него эмоционального отклика. Для Павла Афанасьевича визит в любой дом – лишь повод показаться в обществе, обозначить свое присутствие, выказать почтение вельможам, стоящим на сословной лестнице выше и способным при случае составить протекцию. Двусмысленный момент монолога – упоминание об обязанности окрестить ребенка у вдовы-докторши. Фамусов, оказывается, настолько вовлечен в ее дела, что уверенно предсказывает даже дату рождения ребенка.
Барские излияния прерывает приход Чацкого.
Автор: Александр Грибоедов