«Плохо сильным и богатым…» М. Цветаева
* * * Плохо сильным и богатым,
Тяжко барскому плечу.
А вот я перед солдатом
Светлых глаз не опущу.Город буйствует и стонет,
В винном облаке – луна.
А меня никто не тронет:
Я надменна и бедна.
Конец октября 1917 г., Феодосия.
Сборник «Лебединый стан» (1917–1921).
Анализ стихотворения Цветаевой «Плохо сильным и богатым…»
Чтобы выразить противоречивые контрасты жизни, поэтесса нередко прибегает к комплексам противопоставлений, созданным антонимичными лексемами. Богатство и бедность – одна из популярных оппозиций, попадающая в поле авторского внимания. Эти характеристики начинают стихотворение о пригожем и умном «купце», неосмотрительно привязавшемся к глупой и капризной «девчонке», – «Полюбил богатый – бедную…» В более поздних произведениях бедность входит в число отличительных черт лирического субъекта: в сатирической «Хвале богатым» появляется самохарактеристика «рвань».
Одно из первых упоминаний о бедности лирической героини возникает в стихотворении 1917 г., которое написано под впечатлением крымских беспорядков, порожденных социально-политическими потрясениями. В этом случае пара антонимов разделяется: о богатых говорится в зачине, о бедности лирического «я» – в финале. Классическая антитеза обрамляет художественный текст. Указанные характеристики дополняются новыми определениями. К первому компоненту автор добавляет субстантив «сильные», ко второму – краткое прилагательное «надменна». Образ героини противопоставлен обществу, представители которого обладают связями и деньгами.
Все персонажи, чьи характеристики фигурируют в основной антитезе, сталкиваются с новой реальностью. Она губительна для состоятельных людей, которым социальные трансформации грозят трудностями и опасностями. В борьбу с последними вступает синекдохический образ «барского плеча». Реакция лирической героини противоположна: она не чувствует, что новые условия угрожают лично ей. Миниатюрная сценка передает уверенную позицию женщины, не опускающей светлого взгляда перед революционным солдатом.
Маска надменности – способ дистанцироваться от нарастающей дисгармонии окружающего мира. Лаконичное изображение городского пейзажа создается при помощи однородных сказуемых «буйствует» и «стонет». Отдельно обозначен образ ночного светила, заслоненного облаком, которое получает необычный эпитет «винное». Происхождение тропа связано с исторической подробностью: объектами, привлекавшими особенное внимание восставших, стали винные склады и погреба. Содержимое бочек текло по улицам ручьями.
Спокойствие и уверенность в собственной безопасности – главные качества психологического портрета субъекта речи. Он контрастирует не только с паническими настроениями богатых, но и с вакханалией, захватившей городское пространство.