«Пожар» К. Бальмонт
Я шутя её коснулся,
Не любя её зажёг.
Но, увидев яркий пламень,
Я – всегда мертвей, чем камень –
Ужаснулся,
И хотел бежать скорее,
И не мог.Трепеща и цепенея,
Вырастал огонь, блестя,
Он дрожал, слегка свистя,
Он сверкал проворством Змея,
Всё быстрей,
Он являл передо мною лики сказочных зверей.
С дымом бьющимся мешаясь,
В содержаньи умножаясь,
Он, взметаясь, красовался надо мною и над ней.Полный вспышек и теней,
Равномерно, неотступно,
Рос губительный пожар.
Мне он был блестящей рамой,
В ней возник он жгучей драмой,
И преступно
Вместе с нею я светился в быстром блеске дымных чар.
Сборник «Будем как Солнце» (1903). Раздел «Danses Macabres».
Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Пожар»
Очевидно, что стихотворение «Пожар» является отражением личного опыта Константина Дмитриевича и несет на себе отпечаток его страстной импульсивной натуры. Символист-Бальмонт как увлекающийся человек не мог не ассоциировать с пожаром такое неуправляемое и непознаваемое чувство, как любовь.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- многосоюзие – «и хотел – и не мог» – оформляет антитезу и отражает противоречивость чувств героя;
- ряды однородных членов предложения – «коснулся, зажег», «трепеща, цепенея, блестя», представляют собой в основном глаголы и глагольные формы, они наполняют произведение действием и нагнетают тревогу;
- инверсию – «вырастал огонь», «с дымом бьющимся», «рос пожар», «возник он»;
- олицетворения – «лики зверей», «бьющийся дым», «огонь вырастал, … дрожал, свистя, являл лики, красовался» – делают огонь посредником между любящими, наделяют его чертами реальной личности;
- сравнения – «сверкал проворством змея», «был рамой», «возник драмой»;
- лексику высокого стиля – «являл», «лики», «пламень», которая подчеркивает огромность события;
- эпитеты – «жгучая драма», «дымные чары», «быстрый блеск», «губительный пожар», «сказочные звери»;
- катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, образующих смысловое целое) – «преступно светился», «шутя коснулся», отражающую самооценку лирического героя;
- анафору – «он дрожал, … он сверкал… он являл…» – создающую акцент на главном образе – огне;
- метафоры – «ее зажег», «сверкал проворством»;
- аллитерацию – «ужаснулся и хотел бежать» – звонкость «ж» концентрирует внимание читателя, «слегка свистя, … сверкал» – свистящий согласный создает адекватный зрительному звуковой образ;
- контекстуальные антонимы – «трепеща – цепенея», «вспышки – тени»;
- лексический повтор – «ее коснулся, … ее зажег».
Тема произведения – зарождение чувства, на которое лирический герой не может или не хочет ответить. Идея стихотворения – необходимость ответственности перед любящим человеком.
Обилие личных местоимений делает речь лирического героя доверительной. Думается, слово «змей», а не «змея» автор использует не только для рифмы – это отсылка к библейскому змею, соблазнившему Еву в Эдемском саду. Лирический герой считает свой поступок безответственным, хоть об этом и не говорится прямо. Полное тонкого лиризма и сожалений стихотворение несет такой посыл: любовь не всегда является созидательной. Она, подобно огню, может и согреть, и уничтожить человека.