Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Приставалка» С. Чёрный

– Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
– Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
– Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?
– Отчего у няни
Волоса в сметане?
– Отчего у птичек
Нет рукавичек?
– Отчего лягушки
Спят без подушки?..

– Оттого, что у моего сыночка
Рот без замочка.

1912 г.

Анализ стихотворения С. Черного «Приставалка»

На протяжении всего жизненного и творческого пути талантливого поэта и журналиста, человека с потрясающим чувством юмора Александра Михайловича Гликберга, которого мы знаем как Сашу Черного, сохранились его устремленность к детям, даже самым маленьким, требующим терпения, искреннее желание быть частью их мира и радость от общения с ребятишками. Ряд исследователей полагает, что он был одним из самых крупных детских писателей ХХ века. Это отражает стихотворение «Приставалка». К сожалению, выросло не одно поколение детей, не знакомых с творчеством С. Черного. Эмиграция лишила его русских читателей, его имя оказалось под запретом на долгие годы.

В центре стихотворения – маленький пытливый герой, трогательный, забавный и докучный одновременно. Произведение описывает его диалог с мамой и удивительно точно передает интонации и настрой собеседников. В рамках произведения автор исследует душу маленького человека, описывает то, что попадает в зону его особого внимания.

Стихотворение включает такие выразительные средства:

  • высокую частотность слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «мамочка», «ямочка», «ручки», ножки», «кроватка» – это обусловлено необходимостью имитировать детскую речь, ее лексические особенности и строй;
  • частотность вопросительных предложений – «Отчего две ямочки?», «Отчего у кошки … ножки?» – иллюстрирует любознательность малыша;
  • синтаксический параллелизм – «Отчего…» – построение всех вопросов по одной схеме отражает особенности детского мышления, его незрелость и конкретность одновременно;
  • вопросно-ответная форма изложения делает его доступным для малыша любого возраста.

Оборот «волоса в сметане» вносит нотку двусмысленности. Нельзя не отметить, что внимательный малыш оперирует образами – таким способом метафорически дается отсылка к сединам женщины, поскольку трудно предположить, что она неряшлива.

Стихотворение отражает детскую наблюдательность и непосредственность, живейший интерес малыша к окружающему миру, его неукротимую жажду познания, выраженную пусть и примитивно, но с подкупающей искренностью. В переделах интереса героя близкие люди – улыбчивая мама, седая няня, и приметы быта – кошка, любимые шоколадки. Но он мыслит шире, интересуясь явлениями окружающего мира: малыша занимают птицы и животные. Неотвязные вопросы сына мама прекращает мягко, тактично и лаконично, придерживаясь логики вопросов.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах