«Родина» З. Александрова
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Анализ стихотворения Александровой «Родина»
Стихотворное посвящение родному краю стало заключительным произведением небольшого сборника «Станция «Весна», который вышел в 1963 г. Приход теплой погоды позиционируется автором как начало веселого праздника, и дети активно включаются в процесс весеннего оживления: убирают старую листву в саду, любуются пышными цветами, гуляют по лесным дорожкам.
Содержание зачина призвано задать ассоциативный ряд, связанный с понятием родины. Автор предлагает серию живописных зарисовок и одновременно апеллирует к читательской памяти, призывая слушателей к самостоятельному размышлению над близкой каждому проблематикой произведения.
Первое место поэтесса отводит сельскому пейзажу. Его доминантой выступает знаковая категория отчего дома, вписанного в традиционное окружение: сад со смородиновыми кустами, мощный тополь у забора. Взгляд лирической героини устремляется вдаль. Внимание привлекают береза, растущая у речного берега, и холм, покрытый ромашками. В духе представлений, типичных для народной лирической песни, выполнен образ березы. Он характеризуется лексемой «скромница», выполняющей функции приложения, и соотносится с образом застенчивой и романтичной девушки.
Конкретность городской зарисовки задает определение «московский», образованное от определенного топонима. Однако дальнейшее описание расширяет географические рамки лирической ситуации. Оно обращается к обычным забавам городской детворы – игре в кораблики и прыжкам со скакалкой. Оба развлечения изображены по принципу метонимии: поэтесса сообщает подробности воспоминаний при помощи деталей, символизирующих беззаботное детство. Визуальные образы вытесняются звуковыми – топотом ног и фабричным гудком. Последний характеризуется эпитетом «радостный», и это определение поддерживает оживленные, приподнятые интонации текста.
Последний катрен начинают две лаконичные картины, в которых главенствуют колористические ориентиры. Степные дали, красные от цветущих маков, или успешно освоенная целина, на которой взошли золотые колосья зерновых, – перед субъектом речи простирается бескрайняя, богатая и прекрасная земля.
Заключение, торжественно декларирующее единство многоликой родины, соответствует основным традициям советской лирики. Аналогичное утверждение можно найти в произведениях Исаковского, Рождественского, Михалкова. К подобному выводу приходит герой Твардовского в посвящении, адресованном земляку-солдату.
Автор: Зинаида Александрова