«Самоубийство» М. Цветаева
Был вечер музыки и ласки,
Всё в дачном садике цвело.
Ему в задумчивые глазки
Взглянула мама так светло!
Когда ж в пруду она исчезла
И успокоилась вода,
Он понял – жестом злого жезла
Её колдун увлек туда.
Рыдала с дальней дачи флейта
В сияньи розовых лучей…
Он понял – прежде был он чей-то,
Теперь же нищий стал, ничей.
Он крикнул: «Мама!», вновь и снова,
Потом пробрался, как в бреду,
К постельке, не сказав ни слова
О том, что мамочка в пруду.
Хоть над подушкою икона,
Но страшно! – «Ах, вернись домой!»
…Он тихо плакал. Вдруг с балкона
Раздался голос: «Мальчик мой!». . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В изящном узеньком конверте
Нашли её «прости»: «Всегда
Любовь и грусть – сильнее смерти».
Сильнее смерти… Да, о да!..
Сборник «Вечерний альбом» (1910). Раздел «Детство».
Анализ стихотворения Цветаевой «Самоубийство»
В 1910 году на собственные средства Цветаева выпустила тиражом в пятьсот экземпляров свой дебютный сборник «Вечерний альбом». Книгу она посвятила Марии Башкирцевой – художнице, рано умершей от туберкулеза. Первые стихотворные опыты Марины Ивановны получили в основном благосклонные оценки от представителей литературного мира. Восемнадцатилетнюю поэтессу заметили Николай Гумилев, Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов. «Вечерний альбом» состоит из трех разделов: «Детство», «Любовь» и «Только тени». В первую часть сборника включено «Самоубийство». В нем прослеживается связь сразу с тремя произведениями книги. Как и в «Жертвам школьных сумерек» речь идет о человеке, покончившем с собой, как в «Сереже» – о смерти, навсегда оторвавшей сына от матери, как в стихотворении «Дортуар весной» – о женской душе, не выдержавшей сильной тоски.
В «Самоубийстве» есть четкий сюжет, что делает похожим его на балладу. При этом стилистика произведения ближе к романсу, да и размер Цветаева использует обычный – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой. История рассказывается читателем через призму восприятия ее ребенком. Как часто бывает в таких случаях, поэтесса прибегает к приему отстранения: мальчик не способен в полной мере осознать происходящее, понимая смысл случившихся событий по-своему. Мать умирает в момент наивысшей гармонии – на вечерней заре, когда все растения цветут и играет музыка. Взгляд ее светел. Сын объясняет уход самого близкого человека со сказочной точки зрения. Он уверен, что маму в воду увлек злой колдун. Защититься от потусторонних сил ребенок надеется с помощью иконы. Тем не менее, без матери ему страшно. Чтобы успокоить сына, она является к нему. Финальная философская сентенция стихотворения: «Всегда любовь и грусть – сильнее смерти». Скорей всего, фраза – отсылка к знаменитым словам из Библии: «…крепка, как смерть, любовь».
Тема самоубийства в раннем цветаевском творчестве возникает неслучайно. Примерно с семидесятых годов девятнадцатого века эмоционально-восприимчивая молодежь нередко кончала с собой. По некоторым свидетельствам, свести счеты с жизнью пыталась и юная Марина Ивановна. Есть версия, что в шестнадцать лет она хотела застрелиться, но револьвер дал осечку. Причиной несостоявшегося суицида якобы была влюбленность в молодого поэта Владимира Нилендера, которому она посвятила ряд стихотворений.