«Синеет день хрустальный…» А. Блок
* * * Синеет день хрустальный;
В холодных зовах высоты
Встает, горя, закат печальный,
И никнут поздние цветы.Твой взор, Твой взор туманный,
Вернул мне ясность летних встреч…
Но нет! Лесов покров багряный
Спадает тихо, тихо с плеч.И солнца луч прощальный,
Скользнув сквозь золото ветвей,
Зажег на миг бассейн овальный
Игрою призрачных огней…
1898 г.
А. Блок «Собрание сочинений в девяти томах». Т. 1. «Стихотворения, не вошедшие в основное собрание» (1898–1904). Раздел «Разные стихотворения».
Анализ стиха А. Блока «Синеет день хрустальный…»
Раннее стихотворение написано Блоком в 1898 году. Оно иллюстрирует противоречивые отношения впечатлительного, склонного к уединению и созерцательности юноши с Любовью Менделеевой, его будущей женой.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «хрустальный (то есть прозрачный до звона) день», «холодные (то есть бесстрастные) зовы», «печальный закат», «туманный (неопределенный, загадочный) взор», «прощальный луч», «призрачные (нереальные) огни» – выделяют характерные, но необычные свойства предметов и явлений;
- олицетворения – «зовы высоты», «закат встает, горя», «взор вернул ясность» – придают изложению конкретику, присущую поведению реального человека, полнокровность;
- инверсию – «день хрустальный», «встает закат», «никнут цветы», «покров багряный», «солнца луч прощальный», «бассейн овальный», которая придает речи ноты меланхолии и обреченности;
- лексические повторы – «Твой взор, Твой взор туманный», «спадает тихо, тихо», создающие акценты на ключевых словах;
- лексику высокого стиля – «взор», в которой только и может поэт говорить о любимой;
- риторическое восклицание – «Но нет!» – сопровождает всплеск эмоций;
- умолчания – «взор вернул ясность … встреч…», «луч зажег бассейн…», намеренный обрыв высказывания будит читательское воображение, заставляет домыслить недосказанное;
- метафоры – «покров лесов (листва)», «золото ветвей (желтая листва)», «зажег игрою огней (покрыл переливающимися световыми пятнами)»;
- аллитерацию – «хрустальный в холодных зовах», которая подчеркивает холодность, пустоту равнодушного осеннего неба.
Произведение ярко отражает тончайшие перемены чувств лирического героя. В первой строфе говорится о наступлении вечера: глагол «синеет» описывает сгущающиеся сумерки, когда день из голубого становится синим, угасание дня и природы, которое символизирует безвозвратность любви. Во второй строфе у лирического героя мелькает минутная надежда на возврат чувства, но потерю деревьями листвы он вынужден ассоциировать с личной потерей. В третьей строфе герой сравнивает вспыхнувшую надежду с непродолжительными бликами уходящего солнца на поверхности воды.
Притяжательные местоимения, написанные с заглавных букв, демонстрируют испытываемое лирическим героем благоговение перед возлюбленной, ее обожествление.