Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Светляки» Н. Заболоцкий

Слова – как светляки с большими фонарями.
Пока рассеян ты и не всмотрелся в мрак,
Ничтожно и темно их девственное пламя
И неприметен их одушевленный прах.

Но ты взгляни на них весною в южном Сочи,
Где олеандры спят в торжественном цвету,
Где море светляков горит над бездной ночи
И волны в берег бьют, рыдая на лету.

Сливая целый мир в единственном дыханье,
Там из-под ног твоих земной уходит шар,
И уж не их огни твердят о мирозданье,
Но отдаленных гроз колеблется пожар.

Дыхание фанфар и бубнов незнакомых
Там медленно гудит и бродит в вышине.
Что жалкие слова? Подобье насекомых!
И всё же эта тварь была послушна мне.

1949 г.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Светляки»

В 1938 году Заболоцкого арестовали, предъявив обвинение в антисоветской пропаганде. Смертной казни ему удалось избежать только из-за того, что он отказался признаваться в создании контрреволюционного объединения. Из-под стражи поэт вышел в 1944 году. Пережитый кошмар оказал значительное влияние на его творчество. В конце 1940-х – начале 1950-х Николай Алексеевич пошел по пути классической простоты и ясности стиха, той простоты, за которой у авторов талантливых скрываются бездны смысла. Например, в стихотворении «Светляки», написанном в 1949 году, за несложным лирическим сюжетом после первого прочтения можно и не заметить философской глубины. Поначалу кажется, что произведение посвящено воспеванию красот южной природы, недаром в нем поэт упоминает Сочи, море, олеандры, да и название намекает на пейзажную лирику. На самом деле в тексте большее внимание уделяется попытке понять сущность литературного творчества. В первой же строфе Заболоцкий сравнивает слова со светляками, объединяя их посредством общего свойства – света. Пока поэт не загорается творческим процессом, слова остаются темными и ничтожными. От них в данном случае нет практически никакого толку. Неприметным остается их одушевленный прах. Образ одушевленного праха заимствуется Заболоцким из библейских текстов. Николай Алексеевич явно отсылает читателей к истории о происхождении Адама. Именно первый сотворенный Богом человек – одушевленный прах.

Вторая строфа – описание великолепия весенней южной ночи, причем указывается даже конкретное место – город Сочи. Поэт создает картину, напоминающую о том, что рай на земле все-таки может существовать. Далее границы демонстрируемой реальности существенно расширяются. Образ южной ночи перерастает в образ мироздания, о чем рассказывается в третьем четверостишии. Его первая строка – парафраз следующей строки 151 псалма: «Всякое дыхание да хвалит Господа». В финальной части стихотворения Заболоцкий вновь возвращается к уподоблению слов насекомым. В заключении он говорит, что тварь эта была ему послушна. Если говорить упрощенно, то «Светляки» – по сути, сравнение творческого процесса, который доступен только истинному художнику, с процессом сотворения мироздания, осуществленным Господом. Мысль подчеркивается и при помощи сравнений, и посредством многочисленных библейских аллюзий.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах