Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Не сына, не младшего брата…» О. Берггольц

Не сына, не младшего брата —
тебя бы окликнуть, любя:
«Волчонок, волчонок, куда ты?
Я очень боюсь за тебя!»
Сама приручать не хотела
и правды сказать не могла.
На юность, на счастье, на смелость,
на гордость тебя обрекла.
Мы так же росли и мужали.
Пусть ноет недавний рубец —
прекрасно, что ранняя жалость
не трогала наших сердец.
И вот зазвенела в тумане,
в холодном тумане струна.
Тебя искушает и манит
на встречу с бессмертьем война.

Прости, я кругом виновата —
горит и рыдает в груди;
«Волчонок, волчонок, куда ты?»
Но я не окликну. Иди.

Дата создания: 1940 г.

Анализ стихотворения Берггольц «Не сына, не младшего брата…»

Стихотворение «Не сына, не младшего брата…» было написано в предвоенном 1940 году поэтессой, имевшей чудовищный жизненный опыт, достигшей полной творческой зрелости, со своей неповторимой манерой и взглядом на жизнь. Тревожная предвоенная пора определяет тематику творчества маленькой хрупкой женщины с железным характером.

Стихотворение содержит такие выразительные средства:

  • обращение — «волчонок, волчонок» — который одновременно является и примером лексического повтора, фиксирующего с внимание читателя на необычном обращении;
  • риторическое восклицание — «Я … боюсь!…» — отражает эмоциональный уровень речи;
  • многосоюзие — «на юность, на счастье, на смелость, на гордость» — оформляет ряд однородных членов;
  • лексику высокого стиля — «обрекла», «бессмертье», «мужали» — которая придает произведению необходимый пафос;
  • олицетворения — «рубец ноет», «жалость не трогала сердец», «война искушает и манит» «струна зазвенела», «война искушает и манит», «прости» горит и рыдает» — помогают создать яркие художественные образы при минимуме средств;
  • инверсию — «ноет рубец», «зазвенела струна», «искушает и манит война»;
  • эпитеты — «ранняя жалость», «холодный туман» — создают атмосферу обреченности;
  • симплоку (повторение слов в смежных фразах при разных начале и конце) — «…в тумане, в холодном тумане» — создающую акцент на тумане как символе неопределенности;
  • риторический вопрос — «Волчонок, волчонок, куда ты?» — не просто представляет собой лексический повтор, оборот является рефреном произведения, оформляющим предвидение трагической судьбы предвоенного поколения;
  • антитезу – «Не сына, не младшего брата – (а) тебя»;
  • парцелляцию — «…не могла. На юность … обрекла», которая выделяет каждое смысловое звено.

Стихотворение адресовано не родному по крови — не сыну, не младшему брату – но, безусловно, близкому, любимому человеку. Большая частотность местоимений – они есть в каждой строфе, и не по одному — превращает произведение в исповедь любящей женщины.

Глагол «приручать» в контексте речи означает связывать тесными отношениями: отсюда — обращение «волчонок» как перифраз «дикого зверя». Оборот «правды сказать не могла» – иллюстрация того, что, видимо, лирическая героиня не смогла выяснить отношения. Запоздалое раскаяние скрыто в тайниках ее души. Она прощается с любимым навсегда — это понятно обоим — и посылает ему последнее «прости», не сказав главных слов. Провожая его на смерть, героиня находит утешение в том, что ей также пришлось выдержать тяжкие испытания.

Метки:

Анализы стихотворений:
Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Друнина; Есенин; Заболоцкий; Клюев; Мандельштам; Маяковский; Пастернак; Рубцов; Северянин; Твардовский; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Вяземский; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах