«Не сына, не младшего брата…» О. Берггольц
* * * Не сына, не младшего брата –
тебя бы окликнуть, любя:
«Волчонок, волчонок, куда ты?
Я очень боюсь за тебя!»
Сама приручать не хотела
и правды сказать не могла.
На юность, на счастье, на смелость,
на гордость тебя обрекла.
Мы так же росли и мужали.
Пусть ноет недавний рубец –
прекрасно, что ранняя жалость
не трогала наших сердец.
И вот зазвенела в тумане,
в холодном тумане струна.
Тебя искушает и манит
на встречу с бессмертьем война.Прости, я кругом виновата –
горит и рыдает в груди;
«Волчонок, волчонок, куда ты?»
Но я не окликну. Иди.
1940 г.
Анализ стихотворения Берггольц «Не сына, не младшего брата…»
Стихотворение «Не сына, не младшего брата…» было написано в предвоенном 1940 году поэтессой, имевшей чудовищный жизненный опыт, достигшей полной творческой зрелости, со своей неповторимой манерой и взглядом на жизнь. Тревожная предвоенная пора определяет тематику творчества маленькой хрупкой женщины с железным характером.
Стихотворение содержит такие выразительные средства:
- обращение – «волчонок, волчонок» – который одновременно является и примером лексического повтора, фиксирующего с внимание читателя на необычном обращении;
- риторическое восклицание – «Я … боюсь!…» – отражает эмоциональный уровень речи;
- многосоюзие – «на юность, на счастье, на смелость, на гордость» – оформляет ряд однородных членов;
- лексику высокого стиля – «обрекла», «бессмертье», «мужали» – которая придает произведению необходимый пафос;
- олицетворения – «рубец ноет», «жалость не трогала сердец», «война искушает и манит» «струна зазвенела», «война искушает и манит», «прости» горит и рыдает» – помогают создать яркие художественные образы при минимуме средств;
- инверсию – «ноет рубец», «зазвенела струна», «искушает и манит война»;
- эпитеты – «ранняя жалость», «холодный туман» – создают атмосферу обреченности;
- симплоку (повторение слов в смежных фразах при разных начале и конце) – «…в тумане, в холодном тумане» – создающую акцент на тумане как символе неопределенности;
- риторический вопрос – «Волчонок, волчонок, куда ты?» – не просто представляет собой лексический повтор, оборот является рефреном произведения, оформляющим предвидение трагической судьбы предвоенного поколения;
- антитезу – «Не сына, не младшего брата – (а) тебя»;
- парцелляцию – «…не могла. На юность … обрекла», которая выделяет каждое смысловое звено.
Стихотворение адресовано не родному по крови – не сыну, не младшему брату – но, безусловно, близкому, любимому человеку. Большая частотность местоимений – они есть в каждой строфе, и не по одному – превращает произведение в исповедь любящей женщины.
Глагол «приручать» в контексте речи означает связывать тесными отношениями: отсюда – обращение «волчонок» как перифраз «дикого зверя». Оборот «правды сказать не могла» – иллюстрация того, что, видимо, лирическая героиня не смогла выяснить отношения. Запоздалое раскаяние скрыто в тайниках ее души. Она прощается с любимым навсегда – это понятно обоим – и посылает ему последнее «прости», не сказав главных слов. Провожая его на смерть, героиня находит утешение в том, что ей также пришлось выдержать тяжкие испытания.
Автор: Ольга Берггольц