Как писать стихи

«Тайна» А. Фет


«Тайна» Афанасий Фет

Почти ребенком я была,
Все любовались мной;
Мне шли и кудри по плечам,
И фартучек цветной.

Любила мать смотреть, как я
Молилась поутру,
Любила слушать, если я
Певала ввечеру.

Чужой однажды посетил
Наш тихий уголок;
Он был так нежен и умен,
Так строен и высок.

Он часто в очи мне глядел
И тихо руку жал
И тайно глаз мой голубой
И кудри целовал.

И, помню, стало мне вокруг
При нем всё так светло,
И стало мутно в голове
И на сердце тепло.

Летели дни… промчался год…
Настал последний час —
Ему шепнула что-то мать,
И он оставил нас.

Анализ стихотворения Фета «Тайна»

Любопытно, что это стихотворение, созданное в 1842 году, не сразу обрело название, под которым мы знаем его теперь. Впервые оно появилось в журнале «Отечественные записки» в 1843 году под заглавием «Баллада». В сборнике 1850 года произведение значилось как «Вампир», но этот заголовок пришёлся не по душе И. С. Тургеневу. Тогда Афанасий Афанасьевич Фет предложил другие варианты – «Им не узнать» и «Тайна». Под последним названием стихотворение вошло в позднейшие сборники 1856 и 1863 гг. и в таком виде дошло до нас.

Это произведение разделено на десять строф. Рифма в строках перекрёстная. Стихи написаны ямбом (чередуются строки по четыре и три стопы). Речь идёт от лица лирической героини, юной девушки.

Автору удаётся создать полное впечатление того, что с читателем говорит действительно молодая особа. Судя по архаизмам («ланиты»), её история разворачивалась много лет назад. По несколько неграмотным выражениям («певала», «боялася», в ранней версии присутствовало слово «цалует») мы можем догадаться, что девушка происходит из простой семьи и малограмотна.

Героиня сыплет такими подробностями, выраженными в виде красочных эпитетов, на которые обращают внимание именно девушки. Например, когда она описывает свою внешность, то использует такие выражения, как «фартучек цветной», «глаз мой голубой», «яркий цвет ланит». Эмоциональность героини также прослеживается по эпитетам. Рассказывая о том, что пришло время расставаться с таинственным гостем, девушка произносит пафосное «последний час».

Поэт активно применяет повторы в своём повествовании, чтобы управлять вниманием читателя. Рисуя портрет героини и показывая, как относятся к ней окружающие, он прибегает к анафоре и эпифоре: «любила мать…, как я», «любила слушать, если я». Благодаря этому у читателя, возможно, сформируется впечатление, что героиня несколько эгоистична и думает только о себе.

В тексте часто встречаются строки, начинающиеся с «И…». Эти анафоры создают ощущение нарастания событий и усиления напряжения. Мы понимаем, что когда героиня нагромождает глаголы («и жал», «и целовал», «и помню», «и стало» и т. д.), то происходит нечто важное для неё. Той же цели служат градации – «и плакать, и грустить», «страстно, крепко».

Заканчивается стихотворение эпифорой. Строки последних двух строф заканчиваются словами «Целует…». Мы понимаем, что болезненное влечение к таинственному незнакомцу пересилило всё в душе девушки и стало главным для неё. Теперь она всецело принадлежит вампиру.

Метки:


Загрузка...
Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах