«Тишина (Чуть бледнеют янтари…)» К. Бальмонт
Чуть бледнеют янтари
Нежно-палевой зари.
Всюду ласковая тишь,
Спят купавы, спит камыш.Задремавшая река
Отражает облака,
Тихий, бледный свет небес,
Тихий, темный, сонный лес.В этом царстве тишины
Веют сладостные сны,
Дышит ночь, сменяя день,
Медлит гаснущая тень.В эти воды с вышины
Смотрит бледный серп Луны,
Звезды тихий свет струят,
Очи ангелов глядят.
Сборник «Тишина» (1897). Раздел «Мгновения правды».
Анализ стихотворения Бальмонта «Тишина»
Впервые стихотворение «Тишина», вошедшее в одноименный сборник, было опубликовано «Ежемесячных приложениях» к журналу «Нива» в 1896 году. Оно настолько понравилось аудитории, что композиторы М. А. Кузмин и С. И. Танеев написали музыку на этот текст.
Стихотворение входит в цикл «Мгновения правды». Его центральная тема – тишина как воплощение истины. Под этим можно понимать различные смыслы. Например, то, что именно тишина является подлинным источником поэзии. Поэтому Константин Дмитриевич Бальмонт применяет весь свой талант, чтобы отразить красоту тишины. С помощью живописных эпитетов он рисует образы настолько спокойные, что читателю не составляет труда вообразить их себе и проникнуться их настроением:
Задремавшая река
Отражает облака…
Дышит ночь, сменяя день,
Медлит гаснущая тень.
От этих строк так и веет нежностью, плавностью. Они звучат, но приглушенно. Автор не скупится на слово «тишина» и его вариации – оно встречается в тексте пять раз. С помощью этого повтора автор закрепляет успокаивающее действие стихотворения. Цветовая гамма произведения также располагает к умиротворению: «бледнеют янтари нежно-палевой зари» (палевый – устаревшее название соломенного оттенка), «бледный свет небес», «бледный серп».
Рефрен – не единственный прием, который позволяет услышать звуки, которые создает автор. В тексте разбросаны аллитерации. Часто встречаются согласные «т», «ш», «с» – «спит камыш», «сладостные сны», «смотрит … серп Луны» и т. д. Все эти звуки – не резкие и пронзительные, а мягкие и осторожные, напоминающие шепот ветерка, под который так приятно подремать.
В произведении создается необыкновенная временная структура. Композиционно стихотворение состоит из четырех строф. Первое четверостишие, словно приоткрывая полог или занавеску, вводит читателя в нарождающееся утро. Такое утро не обжигает свежестью, а нежит в своих объятиях. Во второй строфе наступает день, но и его картины не пестрят красками и не взрываются звуками.
Расслабленная фиеста плавно перетекает в томный вечер, где все окутывают «сладостные сны». Третье четверостишие так и дышит прохладой угасающего дня. В четвертой строфе сутки подходят к концу, и над молчаливой природой поднимаются звезды и месяц. Автор сравнивает ночные светила с глазами ангелов, используя еще одно устаревшее слово «очи». Но и оно прекрасно передает настроение стихов. Ведь возможно, что тишина прошлого лучше всего расскажет о самом важном. Нужно только прислушаться.