«В хате» С. Есенин
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
1914 г.
Сборник «Радуница» (1916). Раздел «Русь».
Сборник «О России и революции» (1925).
Анализ стихотворения Есенина «В хате»
Написанное в 1914 году стихотворение «В хате» – превосходный образец бытовой зарисовки о деревенской жизни. Произведение это многие критики, современники Есенина, оценили по достоинству сразу же после выхода в печать. Бухарова отмечала, что строки очаровывают в первую очередь непосредственностью. По ее мнению, Сергей Александрович нашел новые темы, слова, картины. Диалектизмы, встречающиеся в тексте, ей показались более «точными, красочными и меткими», нежели «пошлые вычурные словообразования» Северянина, Маяковского и прочих подобных авторов. Венгеров писал, что Есенин сумел превратить в «золото поэзии» вещи самые простые.
Как уже говорилось выше, в стихотворении представлен крестьянский быт. Сергей Александрович рисует реалистичную картину, наполненную интересными подробностями. Поэт выступает в роли внимательного наблюдателя, который способен подметить и передать даже мельчайшие детали. Изба и двор – место гармоничного сосуществования людей и зверей. Сначала лирический герой обращает внимание читателей на едва ли не главного человека в крестьянском доме – хозяйку (мать). Затем он переходит к важнейшему обитателю хаты, если говорить о домашних любимцах, – старому коту. Далее действие переносится во двор. Там тоже кипит жизнь – квохчут куры, «запевают обедню стройную петухи», «щенки кудлатые заползают в хомуты». По стихотворению видно, с какой любовью и нежностью относится Есенин к простому деревенскому люду. В доме, изображенном в тексте, живут люди небогатые, но трудолюбивые, знающие истинную цену хлеба и умеющие на него заработать.
Созданию деревенского колорита не в последнюю очередь способствует употребление диалектизмов. Чтобы узнать значение некоторых из них, современному читателю придется обратиться к словарю. Например, дежка – это кадушка для теста, кваса; драчены – запеченные лепешки, делающиеся из картофеля или пшеничной каши; попелица – зола; махотка – горшок, в котором хранится квас или молоко.
К теме деревни Есенин обращался на протяжении всего творческого пути. Особенно интересно ее развитие в контексте восприятия поэтом Октябрьской революции. Сначала Сергей Александрович радовался приходу к власти большевиков. Он искренне полагал, что свержение императора приведет к окончательному освобождению крестьян из-под гнета богачей. Спустя некоторое время Есенин осознал свою ошибку. Индустриализацию, шагавшую по стране семимильным шагами, поэт так и не сумел принять.