«Воспоминания» К. Рылеев
(Элегия)Посвящается H. М. Р<ылеев>ойЕще ли в памяти рисуется твоей С такою быстротой промчавшаяся младость, – Когда, Дорида, мы, забыв иных людей, Вкушали с жаждою любви и жизни сладость?.. Еще ли мил тебе излучистый ручей И струй его невнятный лепет, Зеленый лес, и шум младых ветвей, И листьев говорящий трепет, – Где мы одни с любовию своей Под ивою ветвистою сидели: Распростирала ночь туманный свой покров, Терялся вдалеке чуть слышный звук свирели, И рог луны глядел из облаков, И струйки ручейка журчащие блестели… Луны сребристые лучи На нас, Дорида, упадали И что-то прелестям твоим в ночи Небесное земному придавали: Перерывался разговор, Сердца в восторгах пылких млели, К устам уста, тонул во взоре взор, И вздохи сладкие за вздохами летели. Не знаю, милая, как ты, Но я не позабуду про былое: Мне утешительны, мне сладостны мечты, Безумство юных дней, тоска и суеты; И наслаждение сие немое Так мило мне, как запах от левкоя, Как первый поцелуй невинной красоты.
1823 (?)
«К. Ф. Рылеев. Полное собрание стихотворений». Раздел «Стихотворения».
Анализ стихотворения К. Ф. Рылеева «Воспоминания»
Стихотворение «Воспоминания» написано в 1823 году и обращено к молодой жене поэта, Наталье Михайловне. На момент написания Рылеевы состояли в браке три года, но совершенно ясно, что чувства Кондратия Федоровича оставались такими же нежными, как и в первый день семейной жизни.
Стихотворение относится к жанру пейзажной лирики и содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «луны лучи», «в восторгах пылких», «вздохи сладкие» – для удобства рифмовки;
- лексические повторы – «мне утешительны, мне сладостны» – акцент на собственных чувствах, «к устам уста», «… во взоре взор», «вздохи … за вздохами»- акцент на единстве пожеланий;
- метафоры – «жизни сладость», «безумство дней» – сокращают объем текста без потери смысла;
- риторические вопросы – «…рисуется ли? …», «мил ли … ручей?..»;
- обращение – «милая» – отражает отношение автора;
- олицетворения – «лепет струй», «говорящий трепет», «юные дни», «немое наслаждение», «сердца млели (изнемогали, испытывая восторг)» – позволяют создать яркие и наглядные образы;
- эпитеты – «излучистый (извилистый) ручей», «младые ветви», «туманный покров», «сребристые лучи», «пылкие восторги», «сладкие вздохи»;
- умолчание – «…струйки … блестели…» – автору как будто не хватает слов, чтобы описать красоту летней ночи;
- антонимы – «небесное – земное» – показывают, что лирический герой одухотворяет возлюбленную;
- контекстуальные синонимы – «Дорида (морское божество, именем которой герой величает любимую), милая», «красота, прелести»;
- ряд однородных членов предложения – «мечты, безумство, тоска и суеты»;
- сравнение – «мило, как запах … левкоя (душистого садового растения), как поцелуй»;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «струйки», «ручеек» – отражающие умиление лирического героя;
- синтаксический параллелизм – «еще ли … рисуется …, еще ли мил …» – выделяет каждую конструкцию;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «струйки ручейка журчащие» – глухие шипящие звуки словно имитируют плеск воды;
- многосоюзие – «и лепет, … и шум», «и рог…, и струйки».
Нельзя не отметить, что двадцативосьмилетний поэт уже не считает себя молодым. Но воспоминания позволяют повернуть время вспять и доставляют большую радость: поэт спешит поделиться ею и с любимой, и с читателями. Невероятная прелесть природы, поэзия ночи будто стократ усилили взаимную молодую страсть.
Поразительное по красоте стихотворение является подтверждением постоянства Кондратия Федоровича и того, что один из вождей декабристского движения при всем радикализме политических взглядов оставался тонким лириком, примерным семьянином и любящим мужем.