«Возможно ль высказать без слов…» Н. Рыленков
* * * Возможно ль высказать без слов,
Как мир прекрасен за оградой?
И кисть берёт Андрей Рублёв,
Разводит краски под лампадой.Он ангельский напишет лик,
Запечатлеет в нём навеки
Всё, что узрел, душой велик,
Возвышенного в человеке.Свершить обет пришла пора,
Любовь превыше хитрых правил…
Чему учили мастера,
А в этом сам народ наставил.Он твёрдо верит: человек
Явился в мир не для печали.
И пьёт из тех чистейших рек,
Что в сердце с детских лет журчали.Суров монашеский приют,
И тишина душе желанна,
А краски дивные поют
Всему живущему: «Осанна!»
Анализ стиха Н. Рыленкова «Возможно ль высказать без слов…»
Автор стихотворения – большой мастер слова и предельно скромный человек, бывший сельский учитель Н. И. Рыленков, мастер эпического жанра и певец родного края, доказавший любовь к родной стране с оружием в руках. Поэт прожил в уверенности, что любовь родной природе – едва ли не самая важная составляющая патриотизма. Ведь красоту родных мест каждый видит с рождения.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «берёт Андрей Рублёв», «суров приют», «краски дивные», придающую особую значимость последнему слову каждого словосочетания;
- олицетворение – «краски поют», поэт использует этот глагол в контексте христианского богослужения и пения хвалебных псалмов;
- оксюморон – «высказать без слов», подчеркивающий невозможность утвердительного ответа на поставленный вопрос;
- ряды однородных членов предложения – «берет, разводит», «напишет, запечатлеет», детально описывающие действия;
- лексику высокого стиля – «лик», «узрел», «свершить», обусловленную тематикой произведения;
- эпитет – «хитрые (то есть трудновыполнимые, искусственные, неорганичные человеку) правила»;
- метафору – «журчали в сердце»;
- цитирование – «Осанна!», риторическое восклицание обозначает кульминационный момент всего произведения;
- религиозную лексику – «лампада (используемый в христианском богослужении светильник)», обет (добровольно налагаемое обязательство)»;
- умолчание – «Любовь превыше … правил…» – автор недоговаривает о других ограничениях, сковывающих благородные порывы человека;
- риторический вопрос – «Возможно ль высказать?..».
«Осанна» – это торжественное молитвенное восклицание, благодарственный или хвалебный возглас, которым сопровождался вход Иисуса Христа в Иерусалим.
Впечатления автора от красоты родных мест настолько значимы и выпуклы, что он с трудом находит слова. Поэт не зря упоминает об Андрее Рублеве, сломавшем каноны иконописи и возвысившем человека. Ведь любовь к родной земле, сердечная связь с ней являются для творческого человека мощной движущей силой. И художник показал всему миру духовные высоты, которых может достичь обычный человек. А Николай Иванович подчеркивает, что вдохновили на создание шедевров красоты родной земли, что человек создан для радости, как птица для полета. Поэт убедительно доказывает, что малая родина «держит за сердце» любого неравнодушного человека – именно она является хранительницей исторической памяти, которая препятствует духовному обнищанию.
Автор: Николай Рыленков