Как писать стихи

«Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» А. Фет


«Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» Афанасий Фет

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,
И, сжимаясь, трещит можжевельник;
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, шатается ельник.

Я и думать забыл про холодную ночь, —
До костей и до сердца прогрело;
Что смущало, колеблясь умчалося прочь,
Будто искры в дыму улетело.

Пусть на зорьке, всё ниже спускаясь, дымок
Над золою замрет сиротливо;
Долго-долго, до поздней поры огонек
Будет теплиться скупо, лениво.

И лениво и скупо мерцающий день
Ничего не укажет в тумане;
У холодной золы изогнувшийся пень
Прочернеет один на поляне.

Но нахмурится ночь — разгорится костер,
И, виясь, затрещит можжевельник,
И, как пьяных гигантов столпившийся хор,
Покраснев, зашатается ельник.

Анализ стихотворения Фета «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…»

Впервые стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» было опубликовано в журнале «Русский вестник» в 1859 году. Это произведение состоит из пяти четверостиший с перекрёстной рифмой, написанных трёхстопным анапестом. Афанасий Афанасьевич Фет выступает в нём как лирический герой.

Действие стихотворения разворачивается, как следует из первых строк, в лесу ночью. Герой сидит у костра и наблюдает за происходящим вокруг. Его внимательный взгляд скользит по стволам деревьев, на которых пляшут отблески пламени, по островкам золы и струйкам дыма, когда костёр начинает слабеть. Кажется, что подробное изображение всех этих вещей является только фоном для чувств главного героя. Действительно, в какой-то момент созерцание окружающей природы помогает персонажу избавиться от тягостных мыслей. Но при этом самому эмоциональному состоянию человека поэт уделяет неожиданно мало внимания: из пяти строф только одна посвящена раздумьям персонажа.

Гораздо больше интереса автор проявляет по отношению к пейзажу. Почти для каждого его элемента у Афанасия Афанасьевича находится оригинальное сравнение. Например, пламя костра так выделяется среди темноты густого леса, что напоминает поэту солнце. Необычный образ приводится для еловой чащи. Неровный свет костра отбрасывает тени на стволы. Из-за них кажется, что сами деревья шатаются и дрожат. Это удивительное явление поэт сравнивает с хором нетрезвых великанов.

Для терзавших лирического героя мыслей у поэта тоже есть эффектный образ. То, с какой лёгкостью они покидают душу персонажа, напоминает об искрах, часто поднимающихся вместе с дымом, но быстро гаснущих в прохладном воздухе.

При чтении стихотворения складывается впечатление, будто герой уже довольно много времени находится в лесу один. В строках не упоминается ни того, почему этот человек проводит целые дни среди лесной чащи, ни того, сопровождает ли его кто-то ещё. Единственный его товарищ, кажется, – это кривой чёрный пень. В конце произведения поэт опять говорит о толпе пьяных елей, давая понять, что герой как минимум на ещё одну ночь останется здесь. Необычно и то, что повествуя о туманном утре, автор сообщает, что день не приносит ясности. Неужели лирический герой заблудился?

Думается, изображённая в стихотворении ситуация является метафорой сложной и запутанной человеческой жизни. Часто люди попадают в тупик, не могут найти выхода из навалившихся неприятностей, намёком на которые является ночь в лесу среди страшных гигантских теней. Но любые возможные выходы кажутся ещё более пугающими и неясными, поэтому люди продолжают влачить тяжкое существование, подобно тому, как герой утешается теплом костра среди тёмного леса.

Метки:


Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Вяземский; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах