«Занеслися залётною пташкой…» С. Есенин
* * * Занеслися залетною пташкой
Панихидные вести к нам.
Родина, черная монашка,
Читает псалмы по сынам.Красные нити часослова
Кровью окропили слова.
Я знаю – ты умереть готова,
Но смерть твоя будет жива.В церквушке за тихой обедней
Выну за тебя просфору,
Помолюся за вздох последний
И слезу со щеки утру.А ты из светлого рая,
В ризах белее дня,
Покрестися, как умирая,
За то, что не любила меня.
1915 г.
Анализ стихотворения Есенина «Занеслися залетною пташкой…»
Спокойствие любимой автором «малиновой шири» патриархальных деревень нарушают дисгармоничные интонации – отголоски далекой, но страшной войны. Она принуждает покинуть дом молодых односельчан, «мирных пахарей». Лирический герой «Руси» именует их, мужественных «родных силачей», истинной опорой страны. Пейзажные зарисовки, изображенные в стихотворении, полны недобрых предчувствий: в лесной роще чудится запах ладана, в порывах ветра слышатся «стуки костей».
В произведении 1915 г. страшное будущее, заявленное как пророчество в «Руси», становится ужасающей реальностью. Горестные известия о погибших защитниках получают лаконичную характеристику, выраженную эпитетом «панихидные». Преображается образ Родины: олицетворяясь в женском облике, она становится черной монахиней, скорбной участницей поминального обряда.
Во втором четверостишии возникает новая колористическая доминанта – красный цвет строчек молитвенной книги, метафорически отождествленных с нитями. К этому оттенку добавляется кровавый, символизирующий гибель воинов. Вместе с черным, упомянутым в зачине, они составляют контрастную группу, передавая трагический колорит эпохи.
Субъект речи наделен мистическим даром предвидения: он знает о самопожертвовании героини-Руси и ее грядущем возрождении. Свое пророчество он выражает при помощи оксюморона «смерть жива». В этом же эпизоде впервые возникает обращение к женскому образу, переводящее его в новый статус адресата поэтического текста.
Во второй части стихотворения лирический сюжет перемещается в будущее. Субъект речи находится в храме, участвуя в прощальной церемонии. Просфора, молитва, слеза на щеке – описание обряда сопровождается традиционными деталями. Душа адресата, вознесшаяся в рай, оттуда наблюдает за собственными похоронами. Автор облачает героиню в белые ризы, которые в есенинской поэтике становятся родом божественного одеяния.
Колористическая гамма финального эпизода – светлая, белая. Гармоничная и спокойная атмосфера вечного пристанища души противопоставляется тревожным оттенкам, определяющим картину земного бытия.
Смоделировав антитезу, возникающую в будущем, лирический субъект не может удержаться от упрека. Он полагает, что его любовь к Родине безответна. Эта мысль близка к самохарактеристике «пасынок», которая появляется в тексте «Не в моего ты Бога верила…»