«Зимний путь» Я. Полонский
Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей.
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит,
А ямщик погоняет коней.
За горами, лесами, в дыму облаков
Светит пасмурный призрак луны.
Вой протяжный голодных волков
Раздается в тумане дремучих лесов. –
Мне мерещатся странные сны.
Мне всё чудится: будто скамейка стоит,
На скамейке старуха сидит,
До полуночи пряжу прядёт,
Мне любимые сказки мои говорит,
Колыбельные песни поёт.
И я вижу во сне, как на волке верхом
Еду я по тропинке лесной
Воевать с чародеем-царём
В ту страну, где царевна сидит под замком,
Изнывая за крепкой стеной.
Там стеклянный дворец окружают сады,
Там жар-птицы поют по ночам
И клюют золотые плоды,
Там журчит ключ живой и ключ мёртвой воды –
И не веришь и веришь очам.
А холодная ночь так же мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит,
И ямщик погоняет коней.
1844 г.
Анализ стихотворения Полонского «Зимний путь»
Стихотворение «Зимний путь» написано в 1844 году, когда вышел первый сборник поэта «Гаммы», который критика приняла довольно благожелательно. После окончания университета Я. П. Полонскому пришлось много ездить: возможно, тема произведения навеяна дорожными впечатлениями.
Стихотворение «Зимний путь» содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «ночь холодная», «кибитка (повозка) моя», «светит призрак», «вой протяжный», «по тропинке лесной», «окружают сады», «журчит ключ», «сказки мои», которая роднит стихотворение с лучшими образцами народного творчества;
- метафоры – «мутно глядит», «дым облаков» «призрак луны», «туман лесов» – создающие атмосферу неопределенности;
- синекдоху – «поле скрипит», «сидит под замком», позволяющую акцентировать внимание на ключевом признаке явления – читателю понятно, что скрипит не поле, а снег, но такой прием помогает создать пространственный образ;
- ряды однородных членов предложения – «за горами, лесами, в дыму», «сидит, прядет, говорит, поет», которые разносторонне описывают действия и явления;
- эпитеты – «пасмурный призрак», «странные сны», «дремучие леса»;
- олицетворения – «призрак светит», «жар-птицы поют»;
- антонимы «живая – мертвая»;
- архаизм – «очи»;
- многосоюзие – «и не веришь и веришь», «под рогожу, под полозьями, под дугой»;
- гипербола – «колокольчик гремит» – подчеркивает назойливый звук, отвлекающий лирического героя от его грез, разгоняющий полудрему.
Основные образы – русские фольклорные персонажи. Народная сказка властно вторгается в сознание лирического героя, измученного долгим путешествием. Стилизацией под старину является и стихотворный размер произведения, приближающий его не то к сказанию, не то к былине. Четвертая строфа – явная отсылка к волшебным пушкинским сказкам.
Стихотворение пронизано таинственностью. Оно соотносит внешний мир, наблюдаемый и фиксируемый автором – безрадостные картины ночной степи – и внутренний – чувства и ассоциации лирического героя. Авторские образы нереальны, зыбки, нечетки – читателю непонятно, спит лирический герой или бодрствует – такую атмосферу создают обороты «мутно» глядящая ночь, «мерещатся сны», «вижу во сне», «мне чудится», а также определения дымные облака, туманные леса, призрачная луна.
Первая и последняя строфы оформляют кольцо, повтор, при помощи которого автор отражает суровую действительность – монотонность унылого пути и зимнего пейзажа вокруг.