Как писать стихи

«О смерть! Я — твой. Повсюду вижу…» Ф. Сологуб


«О смерть! Я — твой. Повсюду вижу…» Федор Сологуб

О смерть! Я — твой. Повсюду вижу
Одну тебя, — и ненавижу
Очарования земли.
Людские чужды мне восторги,
Сраженья, праздники и торги,
Весь этот шум в земной пыли.

Твоей сестры несправедливой,
Ничтожной жизни, робкой, лживой,
Отринул я издавна власть.
Не мне, обвеянному тайной
Твоей красы необычайной,
Не мне к ногам её упасть.

Не мне идти на пир блестящий,
Огнём надменным тяготящий
Мои дремотные глаза,
Когда на них уже упала,
Прозрачней чистого кристалла,
Твоя холодная слеза.

Анализ стихотворения Сологуба «О смерть! Я — твой. Повсюду вижу…»

12 июня 1894 года поэт Федор Сологуб (1863 – 1927) создал произведение, которое вполне можно назвать гимном декаданса. «О смерть, я – твой. Повсюду вижу…» звучит как полноценное признание в любви, но адресовано оно той, кто не ответит взаимностью.

Стихотворение состоит из трех секстин – строф по шесть строк. Каждая строфа укладывается в схему aabccb. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Речь идет от первого лица.

Извечные противницы – жизнь и смерть – предстают перед читателем как живые существа. Автор наделяет их человеческими чертами и говорит о них, как о реально существующих женщинах. Обращаясь к смерти как к возлюбленной, поэт сообщает, что готов упасть к ее ногам. Приписывая деве-смерти «необычайную красу», автор демонстрирует истинное восхищение и преданность этому образу.

Жизнь поэт называет «несправедливой, робкой и лживой сестрой». В произведении не объясняется, почему он так считает, что послужило причиной разочарования в жизни. Но ясно одно – близнец возлюбленной не мила лирическому герою, поэтому он отвергает ее.

Федор Кузьмич разграничивает миры жизни и смерти. К жизни он относит земное существование:
Очарования земли.
Людские чужды мне восторги,
Сраженья, праздники и торги…

Поэт сравнивает рутину, человеческий быт с «шумом в земной пыли». Чувствуется, что его тяготит эта необходимость совершать какие-то поступки, изо дня в день повторять одно и то же. Жизнь представляется ему как постоянная череда страданий. Манит же его красота небес, мечты, иной реальности, которую творит он сам в своем воображении. Этот дуализм предопределяет направление всей лирики Сологуба, которого на протяжении всего творческого пути интересовали темы мистики, бессмертия, перерождения и прошлых жизней.

Кроме того, в стихотворении поэт противопоставляет день и ночь как царства, где правят сестры. В третьей строфе лирический герой, от лица которого говорит автор, рассказывая о своих чувствах, называет день «пиром блестящим». Эта метафора дополняется эпитетом «огнем надменным тяготящий», что указывает на жаркое солнце. Очевидно, что герою не мил яркий свет, ему ближе прозрачная прохладная ночь. Для этого времени поэт использует следующую метафору:
… упала,
Прозрачней чистого кристалла,
Твоя холодная слеза.

Несмотря на то, что произведение посвящено смерти, оно не создает у читателя мрачного настроения. Романтизируя образ смерти, лирический герой, однако, не предпринимает ничего, чтобы привлечь ее, а просто продолжает жить, восхищаясь ею. Эта идея существования между мирами жизни и смерти прослеживается и в других произведениях Ф. Сологуба.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах