Как писать стихи

«Осыпаются астры в садах…» И. Бунин


«Осыпаются астры в садах…» Иван Бунин

Осыпаются астры в садах,
Стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нем
Показалися всюду просветы,
И красив он в уборе своем,
Золотистой листвою одетый.
Но под этой сквозною листвой
В этих чащах не слышно ни звука…
Осень веет тоской,
Осень веет разлукой!

Поброди же в последние дни
По аллее, давно молчаливой,
И с любовью и с грустью взгляни
На знакомые нивы.
В тишине деревенских ночей
И в молчанье осенней полночи
Вспомни песни, что пел соловей,
Вспомни летние ночи
И подумай, что годы идут,
Что с весной, как минует ненастье,
Нам они не вернут
Обманувшего счастья…

Анализ стихотворения Бунина «Осыпаются астры в садах…»

Произведение 18-летнего поэта создано в духе традиций классической осенней лирики. Холодные туманы, лес с золотистой листвой, поредевшие аллеи и пустые нивы — все эти образы пришли из творчества Пушкина и Тютчева, Плещеева и Фета, Некрасова и Кольцова. Традиционен и мотив грусти, которая охватывает лирического героя, почувствовавшего «дыханье близкое зимы» (А. Фет).

Композиция произведения построена по двухкомпонентному принципу: первая часть посвящена описанию осеннего пейзажа, вторая содержит обращение лирического «я» к близкому человеку.

Молодой автор изображает детальную картину увядания природы. Описание начинается с ближнего плана: осыпаются садовые цветы и желтеет клен, растущий под окном. Затем взгляд лирического героя смещается, охватывая дальнюю перспективу. Он замечает туман на полях и лес, великолепный осенний наряд которого уже заметно облетел. Все образы объединяются по признакам тишины и статичности: «неподвижно белеет», «затихает», «не слышно ни звука». Мотив тишины стремительно развивается во второй части. Он усиливается до такой степени, что становится главной особенностью и «деревенских ночей», и «осенней полночи».

В конце первой строфы звучит афористичный вывод, усиленный анафорой: наступившее время года несет горькое будущее — разлуку и печаль. Следующие строфы подтверждают философский вывод героя.

Многочисленные глаголы в повелительном наклонении организуют лирическое повествование во второй части стихотворения. Герой предлагает возлюбленной совершить неспешную одинокую прогулку по осенней аллее. Романтическая пара испытывает «любовь и грусть» при виде увядающей природы. Характерно, что герои захвачены одинаковыми чувствами, но переживают их не вместе, а отдельно. Отношения влюбленных уже разорваны, призрачного счастья не вернуть, но герои эмоционально близки.

Мотив печали усиливают воспоминания о минувшем лете, размышления о неумолимом ходе времени и невозможности возвратить утраченную любовь.

«Обманувшее счастье» бунинской осени находит близкие соответствия в поэтике Лермонтова. Образ навеян сравнением бледного осеннего света с тоской «обманутой любви», которое встречается в лермонтовском «Солнце осени». Существенно отличается настроение лирических героев: у Лермонтова это романтик, оскорбленный человеческим бездушием, у Бунина преобладает камерный элегический тон.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах