«Лунные блики» И. Северянин
Лунные слезы легких льнущих ко льну сомнамбул.
Ласковая лилейность лилий, влюбленных в плен
Липких зеленых листьев. В волнах полеты камбал,
Плоских, уклонно-телых. И вдалеке – Мадлэн.Лень разветвлений клена, вылинявшего ало.
Палевые поляны, полные сладких сил.
Лютиковые лютни. В прожилках фьоль опала.
Милая белолебедь в светлом раскрыльи крыл.Лучше скользить лианно к солнечному Граалю,
Кроликов ланно-бликих ловко ловить в атлас
Платьев лиловых в блестках. Пламенно лик реалю
И, реализм качеля, плачу печалью глаз.
Январь 1919 г., Тойла.
Анализ стихотворения И. В. Северянина «Лунные блики»
Читая стихотворение «Лунные блики», трудно поверить, что оно написано в январе 1919 г. в раздираемой войной Эстонии, на курорте Тойла. Создается впечатление, что большой поэт забавляется, демонстрируя нам силу своего воображения, творческий задор и филигранное мастерство владения словом. Автор явно поставил перед собой задачу написать поэтическое произведение, состоящее из произвольно подобранных слов. И выбор этих слов очевиден.
Стихотворение является фантазийной зарисовкой душевного состояния лирического героя, навеянного картинами лунного вечера. Оно содержит такие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «лунные слезы», «ласковая лилейность», «липкие листья», «уклонно-телые камбалы», «палевые поляны», «лютиковые лютни», «милая белолебедь», «лунно-бликие кролики (антипод солнечных зайчиков)» – создают зримые образы, придают предметам и явлениям налет таинственности, трансформируют действительность;
- олицетворения – «льнущие сомнамбулы», «влюбленные лилии», «полные сил поляны» – наполняют ночные явления любовной энергией;
- метафоры – «плен листьев», «полеты камбал», «лень разветвлений», «атлас платьев», «печаль глаз»;
- авторские неологизмы – «уклонно-телые (обыгрывается покатость рыбьей тушки – тела)», «белолебедь», «раскрылье (широко распахнутые крылья)», «лунно-бликие», «реалю (делаю реальным, воссоздаю)», «качеля (качая)»;
- катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое) – «ало вылинявший (сменивший цвет на алый)», « лианно (по-змеиному – сравнение на основе сходства формы) скользить», «пламенно реалю», «плачу печалью»;
- лексику высокого стиля – «лик»;
- контекстуальные синонимы – «солнечные – лунные», подчеркивающие разницу дня и ночи.
Сомнамбула – это название человека, который во сне ходит или совершает движения, со стороны кажущиеся осмысленными.
В желании произвести максимально возможное впечатление Игорь Васильевич намеренно подбирает созвучные морфемные повторы – «льнущие ко льну», «лютиковые лютни», «лень разветвлений». Поэту-мистификатору как будто недостает эффекта аллитерации, превращающей произведение в заклинание, которое оказывает на читателя поистине гипнотическое действие.
Тонкого стилиста Северянина занимает не только смысл, но и музыка поэтического слова, благозвучны даже его семантически емкие неологизмы. Нельзя не отметить напевность и изысканность рифм.
Автор: Игорь Северянин