«Ночью сумрачной и дикой…» А. Блок
* * * О. М. СоловьевойНочью сумрачной и дикой –
Сын бездонной глубины –
Бродит призрак бледноликий
На полях моей страны,
И поля во мгле великой
Чужды, хладны и темны.Лишь порой, заслышав бога,
Дочь блаженной стороны
Из родимого чертога
Гонит призрачные сны,
И в полях мелькает много
Чистых девственниц весны.
23 апреля 1901 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Стихи о прекрасной даме» (1901–1902).
Анализ стихотворения А. А. Блока «Ночью сумрачной и дикой…»
Это раннее стихотворение Блока написано в 1901 году и идеально укладывается в рамки символистского направления. Оно посвящено О. М. Соловьевой, известной русской благотворительнице из Крыма. В произведении четко угадывается авторский почерк, характерная блоковская отвлеченность. Стихотворение пронизано предчувствием беды, тревогой. Вместе с тем его музыкальность убаюкивает, завораживает читателя.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- лексику высокого стиля – «чертог», «мгла», «бледноликий», «девственницы», которая придает изложению патетические ноты;
- инверсию – «ночью сумрачной и дикой», «бродит призрак бледноликий», «во мгле великой», «мелькает много девственниц», создающую акцент на заключительном слове;
- олицетворения – «дикая ночь», «поля чужды», делающие речь доступной;
- катахрезу – «гонит сны» – несовместимость буквальных значений помогает усилить производимое впечатление;
- эпитеты – «бездонная глубина», «великая мгла», «блаженная сторона», «чистые девственницы», «призрачные сны» – характеризуют явления с неожиданного ракурса;
- метафоры – «сын глубины», «дочь стороны», «девственницы весны»;
- контекстуальные антонимы – «сын – дочь»;
- контекстуальные синонимы – «страна, сторона, чертог» – позволяют избежать нежелательных повторов;
- лексический повтор – «на полях … страны, и поля во мгле…» – выделяет ключевое слово «поля» как пространство действия;
- ряды однородных членов предложения – «сумрачная, дикая», «чужды, хладны, темны» – помогают читателю представить нарисованную автором картину.
Слово «блаженная» употребляется в значении «счастливая, невозмутимо радостная».
Автор-повествователь не представлен в тексте, но он вносит в текст черты субъективного авторского сознания (фраза «на полях моей страны»). Произведение включает элементы мистики: в текст введены сверхреальные женские персонажи – «чистые девственницы» являются продолжением «дочери блаженной стороны».
Идея произведения – преходящий характер всего земного. Произведение можно условно разделить на две части, и в основе такого деления – контрастность настроения: первая строфа – нарастание психологического напряжения, вторая строфа – описание предпосылок, дающих надежду. В стихотворении противопоставлено призрачное, неопределенное и потому особенно страшное и богоданное, божественное. Частотность в произведении метафор не является не столько произвольной поэтической игрой, сколько подлинным прозрением таинственной сущности жизни.