«Они звучат, они ликуют…» А. Блок
* * * Они звучат, они ликуют,
Не уставая никогда,
Они победу торжествуют,
Они блаженны навсегда.
Кто уследит в окрестном звоне,
Кто ощутит хоть краткий миг
Мой бесконечный в тайном лоне,
Мой гармонический язык?
Пусть всем чужда моя свобода,
Пусть всем я чужд в саду моем –
Звенит и буйствует природа,
Я – соучастник ей во всем!
30 мая 1901 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Стихи о прекрасной даме» (1901–1902).
Анализ стихотворения А. А. Блока «Они звучат, они ликуют…»
Стихотворение написано в мае 1901 года в пору романтической влюбленности молодого поэта в Л. Д. Менделееву, свою будущую невесту и жену. Впечатлительного Блока, испытывающего эмоциональный подъем, безусловно, вдохновила весна.
Произведение, входящее в цикл «Стихи о Прекрасной Даме» является новаторским, необычным использованием, «перекодированием» традиционной формулы «Блажен, кто…», которая восходит к ветхозаветным псалмам – это характерная черта русского символизма, возникшего под влиянием философии В. Соловьева с ее мистическим уклоном. И до Блока множество поэтов занимала природа блаженства как внутренней гармонии, душевного равновесия. В рамках стихотворения он развивает эту тему. Поэт продолжает поиски смысла жизни, истины, отрицая при этом идею поиска земного счастья.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- многочисленные анафорические повторы – «они звучат, они ликуют», «они торжествуют, они блаженны», «кто уследит, кто ощутит» – выделяющие ключевые слова;
- эпитеты – «бесконечный язык», «тайное лоно»;
- риторический вопрос – «Кто ощутит … язык?» – ответ на него очевиден для автора;
- риторическое восклицание – «Я – соучастник … !» – отражающий высоту чувства;
- инверсию – «звенит и буйствует природа», «в саду моем», «чужда свобода», «всем… чужд»;
- олицетворение – «природа звенит, буйствует»;
- ряд однородных членов предложения – «звенит, буйствует»;
- лексику высокого стиля – «краткий», «ликуют» – обусловленную тематикой произведения;
- контекстуальные синонимы – «ликуют, торжествуют»;
- перифраз – «окрестный звон» – подразумевается жизненная круговерть, житейская суета;
- синтаксический параллелизм – «кто уследит в окрестном звоне», «кто ощутит хоть краткий миг» – однотипные предложения, фиксируя внимание читателя, описывают условия, необходимые для достижения блаженства, понимания «гармонического» языка поэта.
Композиция стихотворения трехчастна: первое предложение – утвердительное; второе – вопросительное; третье – восклицательное, это манифестация собственного «Я», противостояния всему человечеству. Произведение повествует о единении с природой, вечно меняющейся и при этом парадоксально неизменной: «они» – это ее весенние голоса, включающие и речь поэта, именно они блаженны безоговорочно, безусловно, «навсегда».