Pishi-stihi.ru »
Александр Блок
«Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» А. Блок
Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога. О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь – стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной – В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы – ночной и зарубежной – Я не боюсь. Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь… И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль… И нет конца! Мелькают версты, кручи… Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь!
7 июня 1908 г.
Из стихотворения «На поле Куликовом».
Анализ стихотворения А. А. Блока «Река раскинулась…»
Стихотворение является частью большого цикла «На поле Куликовом» как плода размышлений поэта об исторической миссии России, последствиях первой русской революции и назревающих общественных переменах. Он увидел свет в 1908 году.
Фрагмент «Река раскинулась…» содержит такие средства художественной выразительности:
- ряды однородных членов предложения – «течёт, грустит, моет», «знамя и сталь», «кровь и пыль», «версты, кручи», которые позволяют подробно описать происходящее;
- парцелляцию – «Река раскинулась. Течёт…», «Пусть ночь. Домчимся. Озарим…» – намеренное членение предложений дает возможность сделать акцент на каждой части, выделить каждую интонационно;
- эпитеты – «скудная (в значении «бесплодная») глина», «древняя воля», «зарубежная мгла», «святое знамя»;
- олицетворения – «река грустит, моет», «стога грустят», «путь пронзил грудь», «испуганные тучи» – создают яркие образы;
- метонимию – «озарим кострами», «грустят над глиной» – замену понятия по типу «объект – материал» – она позволяет создать фотографически точную картинку действительности;
- инверсию – «грустят стога», «Русь моя», «жена моя», «в тоске безбрежной», «блеснёт знамя», «летит кобылица», «идут тучи», «ясен путь»;
- многочисленные риторические восклицания – «Русь моя!», «Жена моя!», «… ясен … путь!», «И вечный бой!», «И нет конца!», «Останови!», «Закат в крови!», « … кровь струится!», «Покоя нет!», «…кобылица несётся …!» – придают стихотворению патетический тон;
- обращения – «Русь», «жена», «сердце» – называют объекты, значимые для лирического героя, сопоставляют, уравнивают их;
- метафоры – «стрела воли», «озарим кострами», «кобылица летит», «закат в крови», «ясен до боли»;
- многочисленные лексические повторы – «в тоске безбрежной, в твоей тоске», «летит, летит …кобылица», «идут, идут испуганные тучи», «…ясен путь! Наш путь…» – выделяют ключевые слова и придают изложению фольклорные мотивы, черты древнего заклинания;
- контекстуальные синонимы – «Русь, жена»;
- перифраз – «зарубежная мгла» – это неизвестность, нечто, находящееся за рубежом познанного, но определение «ночная» используется автором в прямом значении;
- анафору – «Наш путь – … пронзил… Наш путь – степной, наш путь – в тоске…»;
- эллипсис – «Пусть (длится) ночь».
Стихотворение пронизано тревогой за судьбу страны. Основной образ России символичен – это трудно приручаемая степная кобылица, прекрасное и гордое животное. Подтекст стихотворения – терзающая душу тоска по несбывшемуся, извечная мечта русского человека о счастье и высшей справедливости.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑