«Вернуть любовь» И. Северянин
…То ненависть пытается любить
Или любовь хотела б ненавидеть?
Минувшее я жажду возвратить,
Но, возвратив, боюсь его обидеть,
Боюсь его возвратом оскорбить.Святыни нет для сердца святотатца,
Как доброты у смерти… Заклеймен
Я совестью, и мне ли зла бояться,
Поправшему любви своей закон!Но грешники – безгрешны покаяньем,
Вернуть любовь – прощение вернуть.
Но как боюсь я сердце обмануть
Своим туманно-призрачным желаньем:Не месть ли то? Не зависть ли? Сгубить
Себя легко и свет небес не видеть…
Что ж это: зло старается любить,
Или любовь мечтает ненавидеть?..
1908 г.
Анализ стихотворения Северянина «Вернуть любовь»
Стихотворение «Вернуть любовь» написано в 1908 году. Читая его, трудно поверить, что авторство принадлежит двадцатитрехлетнему поэту – настолько тщателен психологический самоанализ лирического героя, подбор лексических средств и глубоки философские обобщения.
В тексте преобладают так называемые глагольные рифмы, действие, в нем практически нет эпитетов и очень мало метафор. Поэт использует такие выразительные средства:
- эпитеты – «туманно-призрачное (еще не оформленное) желанье»;
- антонимы – «ненависть – любовь», «любить – ненавидеть»;
- инверсию – «минувшее … жажду возвратить», «мне … бояться, поправшему…», «боюсь я», «любви своей»;
- анафора «боюсь …обидеть, боюсь …оскорбить» используется, чтобы передать боязнь автора возвратиться к тому негативному, что разбило его любовь, осознание уникальности переживаемого момента, хрупкости сиюминутного душевного равновесия;
- метафоры – «оскорбить возвратом», «закон любви», «заклеймен совестью», «свет небес»;
- олицетворения «святыни нет … для сердца», «сердце обмануть», «зло старается любить», «любовь мечтает ненавидеть» придают чувствам черты собеседников, с которыми можно вести дискуссию;
- эллипсис – «святыни нет…, как (нет) доброты у смерти…», «вернуть любовь – (значит) прощение вернуть» – помогает сделать текст максимально информативным, предельно сконцентрировать его «смыслы»;
- кольцо – «вернуть любовь – прощение вернуть»;
- риторические вопросы – «…То ненависть … или любовь…?», «Не месть ли…? Не зависть …?» – проявление трагической раздвоенности души героя;
- риторическое восклицание «…мне ли зла бояться…!» можно трактовать как проявление отчаяния и неосознанное оправдание будущих бесчестных поступков;
- оксюморон – «ненависть пытается любить… любовь хотела б ненавидеть», «грешники безгрешны (парадоксальная на первый взгляд фраза на самом деле не содержит противоречия – поэт лишь хочет сказать, что очистить душу можно искренним покаянием)»;
- синонимы – «обидеть», «оскорбить»;
- лексический повтор – «боюсь обидеть», «боюсь оскорбить», «боюсь обмануть» в сочетании с оборотом «мне ли бояться» подчеркивает противоречивость чувств, которые обуревают лирического героя.
Наличие лексики высокого стиля – «жажду», «поправший (грубо нарушивший)», «минувшее» – и религиозной лексики – «святыня, святотатец, грешники, покаяние» – является подтверждением того, что героя терзает чувство вины. Недаром он проводит параллель между собой и каторжанами, которым ставили на лоб клейма.
Пытаясь разобраться, понять собственные мотивы, поэт ведет речь исключительно о себе – стих не содержит ни упреков, ни обвинений. Лирический герой оберегает любимого человека, размышляя, имеет ли моральное право восстановить отношения.
Автор: Игорь Северянин