«Идеал (Тупые звуки вспышек газа…)» И. Анненский
Тупые звуки вспышек газа
Над мертвой яркостью голов,
И скуки черная зараза
От покидаемых столов,И там, среди зеленолицых,
Тоску привычки затая,
Решать на выцветших страницах
Постылый ребус бытия.
Анализ стихотворения И. Ф. Анненского «Идеал»
Стихотворение написано в 1904 году. Оно вошло в единственный изданный при жизни поэта сборник. Тема этого произведения обусловлена то ли творческим кризисом автора, то ли общественно-политической атмосферой предчувствия войны и большой катастрофы.
Основой лирического сюжета стихотворения И. Анненского выступает мотив чтения как метафора осознанного жизненного пути. Небольшое по объему произведение представляет собой срез настроения лирического героя, ассоциированного, без сомнения, с автором, а также диалогом с предшественником, Н. Гумилевым, которого автор воспринимал в ту пору как учителя. Вторая строфа усиливает впечатление, произведенное первой.
Стихотворение содержит следующие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «тупые звуки», «мертвая яркость», «черная зараза», «постылый ребус»;
- метафоры – «яркость голов» – свет настольных ламп выхватывает из темноты головы людей, скрывая остальное, «зараза скуки» – метафора болезни, «тоска привычки» – довлеющая над человеком предопределенность, «ребус бытия»;
- перифраз – «зеленолицые» – обозначает людей с бледными лицами, зеленоватый оттенок которым придает свет газовых горелок.
Стихотворение наполнено множеством «кладбищенских» определений, намеренно подобранных для создания тоскливой, гнетущей атмосферы – «тупые», «мертвая» «черная, «постылый», «покидаемые», в нем практически отсутствует действие. Автор изображает статику интерьера читального зала: склоненные над раскрытыми фолиантами неподвижные головы людей. Зеленый оттенок их лиц является отсылкой к болезненному состоянию. В звенящей тишине негромкие хлопки газа становятся хорошо слышными. Но за описываемыми внешними, видимыми явлениями подразумевается другое.
Смысл стихотворения – отрыв искомого идеала и его возможного воплощения от реальности, невозможность постигнуть суть вещей, разгадать загадку жизни – «ребус бытия». Поэт показывает читателю, что люди ищут ее разгадку в старых книгах с выцветшими буквами, ветхими страницами. А никакого ответа там быть не может хотя бы потому, что идеал недостижим, и смысл жизни – в самой жизни.
Автор подчеркивает, что никакой книжный опыт не в состоянии нивелировать эффект ускользания истины, поэтому в контексте речи чтение не развлекает, не образовывает, а становится непосильным напрасным трудом.