«Может, поздно, может, слишком рано…» С. Есенин
* * * Может, поздно, может, слишком рано,
И о чем не думал много лет,
Походить я стал на Дон-Жуана,
Как заправский ветреный поэт.Что случилось? Что со мною сталось?
Каждый день я у других колен.
Каждый день к себе теряю жалость,
Не смиряясь с горечью измен.Я всегда хотел, чтоб сердце меньше
Вилось в чувствах нежных и простых,
Что ж ищу в очах я этих женщин –
Легкодумных, лживых и пустых?Удержи меня, мое презренье,
Я всегда отмечен был тобой.
На душе холодное кипенье
И сирени шелест голубой.На душе – лимонный свет заката,
И все то же слышно сквозь туман, –
За свободу в чувствах есть расплата,
Принимай же вызов, Дон-Жуан!И, спокойно вызов принимая,
Вижу я, что мне одно и то ж –
Чтить метель за синий цветень мая,
Звать любовью чувственную дрожь.Так случилось, так со мною сталось,
И с того у многих я колен,
Чтобы вечно счастье улыбалось,
Не смиряясь с горечью измен.
13 декабря 1925 г.
Анализ стихотворения Есенина «Может, поздно, может, слишком рано…»
Стихотворение «Может, поздно, может, слишком рано…» относится к поздней интимной лирике Есенина. Оно написано в середине декабря 1925 года, когда поэт находился на лечении в психоневрологической клинике Московского университета, которой руководил выдающийся ученый Петр Борисович Ганнушкин. 21 декабря Сергей Александрович покинул медицинское заведение и отправился в Ленинград. Спустя четыре дня его нашли мертвым в номере гостиницы «Англетер», официальная версия – самоубийство.
«Может, поздно, может, слишком рано…» – своеобразное подведение итогов. Лирический герой стихотворения рассуждает о своих отношениях с представительницами прекрасного пола. Себя он сравнивает с Дон Жуаном – легендарным испанцем, известным как умелый соблазнитель женщин. Образ его – один из наиболее часто встречающихся в мировой литературе. Популярен он был и среди русских писателей. В частности, Дон Жуан упоминается в творчестве Пушкина, Цветаевой, Гумилева, Блока, Самойлова. Герой рассматриваемого текста называет себя «заправским ветреным поэтом». Он пытается разобраться, почему так получилось, ведь ему всегда хотелось совсем другой судьбы, совсем других чувств. Почему же тогда выбор пал на легкодумных, лживых и пустых женщин, которые меняются едва ли не каждый день? При этом герой понимает, что за подобный образ жизни необходимо платить, что свобода такая не достается даром. В финале на вопросы дается ответ, зачем нужно постоянно менять спутниц:
…Чтобы вечно счастье улыбалось,
Не смиряясь с горечью измен.
Интересно, что на момент написания стихотворения Есенин официально состоял в браке. В сентябре 1925 году он женился в третий раз. Супругой его стала Софья Андреевна Толстая, внучка Льва Николаевича. К сожалению, отношения эти не принесли Сергею Александровичу счастья, а тотальное одиночество стало одной из причин самоубийства поэта.
По данным исследователей творчества Есенина, стихотворение должно было войти в цикл под названием «Стихи о которой». Изначально поэт планировал включить в него семь произведений, но после его смерти родственники напечатали только четыре – рассматриваемый текст, а также «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Не гляди на меня с упреком…», «Какая ночь! Я не могу…». На данный момент доподлинно неизвестно, отказался ли сам Сергей Александрович от названия цикла или оно было пропущено по ошибке при первой публикации.