Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Поэтический бэкграунд » Секреты поэзии классиков

Русские баснописцы

Басня является неотъемлемой частью русской художественной культуры, литературным жанром, который представляет собой краткий стихотворный рассказ, в иносказательной форме сатирически изображающий человеческие отношения и поступки. У его истоков стояли древнегреческий поэт Эзоп и французский поэт Лафонтен.

Герои басен, как правило, животные и даже неодушевленные предметы, а ситуации, в которые они попадают, берутся из жизни людей. Язык басен, который принято называть эзоповым, авторы использовали, чтоб скрыть свои идеи от цензуры, но при этом донести их до читателя в доступной и понятной форме.

Иван Андреевич КрыловСреди выдающих русских баснописцев – Крылов Иван Андреевич (1769 – 1844) – большой русский поэт, публицист и издатель. Басни Крылова давно стали русской классикой: их знает каждый ребенок с детского сада. С именем Ивана Андреевича связан триумф русской басни. И. А. Крылов писал искрометные ироничные басни-зарисовки с поучительной моралью, всего их написано около 210. Еще А. С. Пушкин отмечал веселое лукавство его ума, иронию и живописность выражения. Лучшая оригинальная басня И. А. Крылова – «Волк на псарне». Басни Крылова можно назвать универсальными: в детстве замечаешь исключительно их занимательность, живость, остроумный язык, но с возрастом понимаешь вложенный в них глубочайший смысл. Творческое наследие Крылова неоценимо.

Иван ХемницерХемницер Иван Иванович (1745 – 1784) – поэт и переводчик, дипломат, русский патриот с немецкой кровью, обладающий энциклопедическими знаниями. Иван Иванович – наиболее значительный русский баснописец до Ивана Крылова, который равнялся его творчество, повторяя и сюжеты, и даже отдельные выражения. Всего Хемницером написано около ста басен, треть их которых – талантливые переложения. Как правило, его произведения не содержат прямолинейных нравоучений, его изложение просто и ясно, а мораль вытекает из содержания.

Среди лучших его басен – «Метафизик», «Дерево», «Богач и бедняк». Произведения Ивана Ивановича неизменно включались в детские альманахи и хрестоматии. И пускай басни Хемницера нельзя назвать уморительно смешными, все они имеют глубокий смысл и написаны на злобу дня. Сегодня трудно себе представить, насколько велика была в свое время популярность басен Ивана Ивановича: сборник его басен переиздавался несколько десятков раз.

Иван ДмитриевДмитриев Иван Иванович (1760 – 1837) не только поэт и баснописец, но и государственный деятель, сенатор. Он является литературным предшественником И. А. Крылова. Заслуга Дмитриева в том, что он, выходец из богатой дворянской семьи, получивший прекрасное домашнее образование франкофон, сблизил поэтический язык с разговорной речью образованного, так называемого светского общества. Большое влияние на его творчество оказывали стихи Г. Р. Державина. Иван Иванович не стыдился обращаться в баснях к обыденному и повседневному, стремясь «приятно» выражать «обыкновенные мысли» в стихах, не лишенных остроумия и «тонкости». Иван Иванович полагал, что баснописец должен быть не скучным моралистом, а мудрым советчиком. Басня «Муха» – одна из лучших в творчестве литератора.

Дмитриевым написано около 80 басен, которые наполнены личными чувствами: он опирается исключительно на собственный опыт. Возможно, басни Дмитриева менее красочные и менее экспрессивные, чем, скажем, у Сумарокова. Но Дмитриев совершил творческий прорыв, отойдя от деления жанров на низкие и высокие. Таким образом его трудами стал создаваться единый литературный язык, который, по мнению Ивана Дмитриевича, мог бы использоваться в произведениях любого жанра. Дмитриев боролся против засилья од и литературной безвкусицы, был одним из инициаторов освобождения языка от устаревших тяжеловесных форм, придания стиху изящества, правильности слога и хорошей подачи.

Александр ИзмайловИзмайлов Александр Ефимович (1779 – 1831) – русский чиновник (статский советник), издатель, публицист и педагог. Он пришел в поэзию с государственной службы, и талант А. Е. Измайлова-поэта проявился именно в баснях, первое издание которых вышло в 1814 году. Кроме заимствованных, у Измайлова есть ряд оригинальных басен с чисто русским юмором и на специфически русские темы. В них сказалась характерная особенность его дарования – некая добродушная грубость, наклонность к реализму. Зачастую они содержат жанровые зарисовки из быта чиновников, купцов и разночинцев. Лучшие басни Измайлова – «Кулик-астроном», «Лгун», «Дворянка-буянка», «Страсть к стихотворению». Все произведения Измайлова пропитаны русским духом, в них прослеживаются национальные мотивы и правдивое знание русской действительности. В число трудов Измайлова входит также теоретическая работа о басне – «О рассказе басни» и «Разбор басен».

Сумароков Александр Петрович (1717 – 1777) – русский поэт, драматург и литературный критик. Считается первым профессиональным русским литератором. Особенность поэтической манеры Сумарокова – яркое авторское начало. Александр Петрович создал 334 басни, которые были излюбленным жанром этого поэта-универсалиста. Сам автор считал их баснями-притчами; часть их – вольные переводы Лафонтена, но большинство – оригинальные произведения. Сумароков, будучи также талантливым драматургом, создавал целые поэтические зарисовки с диалогами, бытовыми и языковыми оригинальными подробностями. В написании басен А. П. Сумароков был настоящим новатором. Их злободневное содержание в сочетании с ненавязчивым назиданием способствовало расширению популярности этого жанра.

Изложенные вольным стихом разностопного ямба, его произведения очень легко читаются и запоминаются. При этом, следуя традициям, в стихах Сумароков употребляет нарочито грубую лексику, потому что в то время басню относили к низкому жанру.

Антиох КантемирКантемир Антиох Дмитриевич (1708 – 1744) – современник Петра, русский поэт-сатирик и дипломат молдавского происхождения, деятель раннего русского Просвещения, первопроходец басенного жанра. Именно Кантемир пробудил к нему необычайный интерес в России XVIII века. Именно он первым написал 6 басен («Огонь и восковой болван», «Пчельная матка и змея», «Верблюд и Лисица» и др.) в подражание Эзопу. Он же впервые прибег к эзопову языку, говоря о себе в эпиграмме «На Эзопа»: «Не прям будучи, прямо все говорить знаю… Много душ исправил я, уча правду ложно».

Василий ТредиаковскийТредиаковский Василий Кириллович (1703 – 1768) – русский поэт, переводчик и филолог, великий просветитель и гражданин, глубокий исследователь природы поэзии и предназначения поэта. Впервые в русском языке и литературе теоретически разделил поэзию и прозу и ввёл эти понятия в русскую культуру и общественное сознание. Тредиаковский не мог упустить возможности внести собственный вклад в осуждение человеческих пороков, и басенное творчество отразило духовные искания поэта. В творчестве Тредиаковский уверенно опирался на античную традицию и смело вводил в тексты своих произведений лексику высокого стиля. Современники критиковали Василия Кирилловича за обилие местоимений и некоторых слов, затрудняющих восприятие текста, хотя и они являются принадлежностью народной речи XVII века и неотъемлемыми приметами времени. Самые известные его басни – «Петух и жемчужина», «Пес и Повар», «Кот и Мыши».

Михаил ЛомоносовЛомоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765) – гордость русской науки и реформатор русского языка. Помимо теоретических трудов в области стихосложения, литературы и языкознания, известны литературные опыты М. В. Ломоносова в жанре басни.

Среди самых известных басен Михаила Васильевича – переложения Лафонтена «Лишь только дневной шум умолк», «Жениться хорошо, да много и досады», «Послушайте, прошу, что старому случилось», «Мышь некогда, любя святыню». Позаимствовав только идеи, Ломоносов написал совершенно новые произведения с оригинальным русским наигрышем и богатым национальным колоритом. Михаил Васильевич не только продолжил русскую басенную традицию, но и привнес в басенный жанр определенную свежесть и новизну, провел расширение его выразительных средств за счет живой народной речи. Во многом из-за этого его басенные произведения порождали резкую полемику.

Басням М. В. Ломоносова присущи острота мысли и необычность слога. В них нашли отражение литературные и человеческие принципы, которых придерживался сам автор. Произведения М. В. Ломоносова необычайно реалистичны несмотря на присущие басенному жанру аллегоричность и иносказательность.

Василий МайковМайков Василий Иванович (1728 – 1778) – русский поэт и драматург, ученик Сумарокова. В cбopникe «Hpaвoyчитeльныe бacни» поэт paзвивaeт тpaдиции cyмapoкoвcкoй пpитчи. Василий Иванович в своих баснях использовал мотивы русского фольклора и древнерусской литературы. Выраженные в них социальные идеи продолжают пропаганду дворянского либерализма. Так, например, заимствованная у Эзопа, Федра или Лафонтена басня «Лягушки, просящие о царе», как впоследствии и знаменитая крыловская басня на тот же сюжет, содержит осуждение глупых людей, жаждущих власти самодержца, чурбана или – еще хуже – цапли.

В баснях Майков («Нравоучительные басни и сказки») наметил ряд типов из живой действительности: тип русского барина-помещика (басни «Повар и портной», «Неосновательная боязнь», «Господин со слугами в опасности жизни») с его любовью к роскоши, чванством, самодурством и тупым эгоизмом, и тип русского простолюдина (басни «О хулителе чужих дел», «Общество» и другие) с его сметливостью, наивной верой в счастливый случай, любовью к тяжёлому труду над «пашенкой святой». Черты этого типа обрисованы Василием Ивановичем с живым сочувствием.

Сергей КошкаровКошкаров Сергей Николаевич (1878 – 1919) – русский поэт и баснописец позднейшего времени. Первый сборник стихотворений и басен Кошкарова вышел в 1902 году в Романово-Борисоглебске. В связи с тем, что влиятельные в городе лица узнали себя в баснях, поэту пришлось переехать. Всего Сергей Николаевич выпустил 5 сборников стихов и басен. После Октябрьской революции Кошкаров вступил в РКП(б) и взял себе революционный псевдоним Сергей Заревой, сотрудничал в окнах сатиры РОСТА, газете «Беднота». Творчество Кошкарова по своему поэтическому строю, лексике и стилистике очень близко к народной, крестьянской поэзии.

В своих баснях Кошкаров использовал традиционные аллегории. Многие его басни носили ярко выраженный социальный и политический характер. В них говорится о Волке, нарядившемся в овечью шкуру и привольно живущем среди овец («Волк»), о Медведе, в страхе от которого «не только лес, и город замолчал» («Медведь»), о Зайце, который решил у Льва просить защиты от всех обид и был им съеден («Право Зайца»), о богаче, пожертвовавшем на бедных тысячу рублей и поднявшем цены, чтобы покрыть эту тысячу («Богач и мастеровой»). Басням Кошкарева свойственна захватывающая интрига и развязка, тщательная прорисовка характеров персонажей посредством их поступков и языка.

Державин Гавриил Романович (1743 – 1816) – государственный деятель и русский поэт эпохи Просвещения, литературный патриарх России. Благодаря личности Державина и его творчеству русская литература ХVIII века получила дальнейшее развитие. Гавриил Романович не мог «пройти равнодушно» мимо такого жанра, как басня, поскольку с молодых лет Державину доводилось встречаться с нарушением законов в стране, бесправием: у него была своя, личная дорога унижений. Таким образом у Гавриила Романовича никогда не пропадала потребность отточить перо, творя в басенном жанре.

Державин обращается к басне во второй половине 1770-х гг. и сохраняет живейший интерес к этому жанру до конца своих дней. Басня «Лев и волк», затрагивающая интересы высших эшелонов власти, и басня «Крестьянин и дуб», удивляющая выразительностью слога, увидели свет еще при жизни поэта. Они характеризуют автора, как смелого, дерзкого человека. Борьба за справедливость и правду – это то, что можно прочувствовать во всех произведениях автора. Правда, басенное наследие поэта невелико и насчитывает чуть более двух десятков произведений, многие из которых так и не были опубликованы при его жизни.

Добившиеся вершин стихотворного мастерства русские баснописцы – талантливые писатели, которые на примере героев своих произведений дают возможность всем взглянуть на свои поступки со стороны и сделать надлежащие выводы. Они учат нас бороться с ложью, неправдой и корыстью. При этом в большинстве миниатюрные стихотворные произведения читаются на одном дыхании и очень быстро запоминаются, становясь для многих девизом по жизни. Выдающиеся мастера русского слова призывают нас проникать в суть происходящего и не обманываться внешними признаками людей и явлений.




Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах