Как писать стихи

«Пчелы» А. Фет


«Пчелы» Афанасий Фет

Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.

Дай хоть выйду я в чистое поле
Иль совсем потеряюсь в лесу…
С каждым шагом не легче на воле,
Сердце пышет всё боле и боле,
Точно уголь в груди я несу.

Нет, постой же! С тоскою моею
Здесь расстанусь. Черемуха спит:
Ах, опять эти пчелы под нею!
И никак я понять не умею,
На цветах ли, в ушах ли звенит.

Анализ стихотворения Фета «Пчелы»

Образ полосатых тружениц — одно из слагаемых фетовской природной зарисовки. В произведении «Это утро, радость эта…» пчелы являются деятельными участницами счастливого весеннего обновления. Медоносному насекомому предоставлена честь исполнить «брачный гимн» для великолепной Розы, звучащий в стихотворном посвящении «царице» цветов. Образ получает и символическое значение: формула, уравнивающая лирическое «мы» с «пчелами на жизненном цветке», связана с темой гармоничного, духовно богатого земного бытия.

В художественном тексте 1854 г. картины цветущих деревьев и кустарников дополняются образом деловитых обитательниц ульев. В характеристике последних участвует знаковая примета — лексема «распевая». Деепричастие не только описывает насекомых с антропоморфной позиции, оно возлагает на них важную миссию — слагать музыкальное сопровождение пейзажа. Природа охвачена радостью жизни: в ликующий хор включается «каждый» из маленьких цветов пышных гроздьев, метафорически уподобленный «гвоздику».

Внутреннее состояние лирического «я» изображено в соотношении с прекрасными видами поздней весны. Что тревожит героя? В его душе царит смятение: тоскливое одиночество и апатия, обозначенные зачином, проявляются внешними признаками — дискомфортом в сердце и мышцах. Портрет мятущегося человека противопоставлен спокойной созидательной деятельности цветущей природы.

Центральное пятистишие расширяет пространственные рамки художественного мира. Лирический субъект устремляется «на волю», в необъятные просторы поля или в лесную глубь. Однако прогулка не приносит облегчения: сердечный жар сравнивается с «углем в груди».

Финальный эпизод начинается с решительного восклицания героя, адресованного самому себе. Риторическая фраза обозначает и окончание движения, и волевое намерение покончить «с тоскою», терзающей душу и тело. Лирический субъект выбирает место для остановки. Оно расположено под густыми благоухающими кистями, на этот раз принадлежащими черемухе. Вместе с цветами вновь появляются их неизменные спутницы — пчелы. В восклицании, вызванном этой находкой, слышится изрядная доля досады. Завершающее двустишие демонстрирует долгожданную перемену в состоянии героя: он наконец освобождается от гнетущих ощущений, погружаясь в умиротворяющую атмосферу всеобщего звона, солнечного оживления и весеннего очарования.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах