«Угольки» М. Цветаева
В эту ночь он спать не лег,
Все писал при свечке.
Это видел в печке
Красный уголек.Мальчик плакал и вздыхал
О другом сердечке.
Это в темной печке
Уголек слыхал.Все чужие… Бог далек…
Не было б осечки!
Гаснет, гаснет в печке
Красный уголек.
Сборник «Волшебный фонарь» (1912). Раздел «Дети растут».
Анализ стихотворения М. И. Цветаевой «Угольки»
Стихотворение «Угольки» – образчик раннего творчества М. И. Цветаевой. Миниатюрное произведение отражает большую общечеловеческую проблему – крах первого юношеского чувства – и несколько романтизирует представления о смерти. Безусловно, стихотворение написано с учетом жизненного опыта юной поэтессы, своевольной и порывистой девушки.
Стихотворение чрезвычайно просто и емко. Необычный стихотворный размер подчеркивает мелодику изложения – произведение так и просится на музыку. Оно содержит следующие средства художественной выразительности:
- инверсию – «спать не лег», «видел уголек», «гаснет уголек» – она позволяет гармонично зарифмовать строки и одновременно сделать интонационный акцент на последнем слове каждой фразы;
- олицетворение – «уголек видел» – делает уголек полноценным персонажем-соавтором произведения;
- эпитеты – «темная (погасшая) печка», «красный (горящий) уголек» – задают также антитезу, противопоставляют два чувства – тьму (отчаяние) и свет (надежду);
- однородные члены предложения – «спать не лег, писал», «плакал, вздыхал» – обилие глаголов наряду с лексическим повтором «гаснет, гаснет» отражают тот факт, что стихотворение при кажущейся статичности героев полно действия;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «свечка», «печка», «уголек», «сердечко» – придают изложению трогательную ноту – автор явно сочувствует своему лирическому герою;
- умолчания – «Все чужие… Бог далек…» – расположенные рядом, они усиливают производимое впечатление, подчеркивают одиночество и беспомощность героя;
- риторическое восклицание – «Не было б осечки!»;
- лексический повтор – «гаснет, гаснет»;
- синтаксический параллелизм – «Это видел…», «Это …слыхал» – такой прием создает в акцент на увиденном и услышанном.
Талант большой русской поэтессы позволяет изменить перспективу: читатель наблюдает за лирическим героем как бы из печи, видит его воображаемыми глазами уголька. Обилие местоимений придает изложению доверительный характер.
Краснеющий в печи уголек является отсылкой к теплому домашнему очагу, к земным радостям. А свеча выступает символом романтической любви, духовных устремлений. Погасшая печка символизирует угасание последней надежды лирического героя. Что последует за этим, автор предоставляет домыслить читателям. Слово «осечка» позволяет предположить попытку сведения счетов с жизнью.