Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Марина Цветаева

«Угольки» М. Цветаева

В эту ночь он спать не лег,
Все писал при свечке.
Это видел в печке
Красный уголек.

Мальчик плакал и вздыхал
О другом сердечке.
Это в темной печке
Уголек слыхал.

Все чужие… Бог далек…
Не было б осечки!
Гаснет, гаснет в печке
Красный уголек.

Сборник «Волшебный фонарь», раздел «Дети растут».

Анализ стихотворения М. И. Цветаевой «Угольки»

Стихотворение «Угольки» – образчик раннего творчества М. И. Цветаевой. Миниатюрное произведение отражает большую общечеловеческую проблему – крах первого юношеского чувства – и несколько романтизирует представления о смерти. Безусловно, стихотворение написано с учетом жизненного опыта юной поэтессы, своевольной и порывистой девушки.

Стихотворение чрезвычайно просто и емко. Необычный стихотворный размер подчеркивает мелодику изложения – произведение так и просится на музыку. Оно содержит следующие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «спать не лег», «видел уголек», «гаснет уголек» – она позволяет гармонично зарифмовать строки и одновременно сделать интонационный акцент на последнем слове каждой фразы;
  • олицетворение – «уголек видел» – делает уголек полноценным персонажем-соавтором произведения;
  • эпитеты – «темная (погасшая) печка», «красный (горящий) уголек» – задают также антитезу, противопоставляют два чувства – тьму (отчаяние) и свет (надежду);
  • однородные члены предложения – «спать не лег, писал», «плакал, вздыхал» – обилие глаголов наряду с лексическим повтором «гаснет, гаснет» отражают тот факт, что стихотворение при кажущейся статичности героев полно действия;
  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «свечка», «печка», «уголек», «сердечко» – придают изложению трогательную ноту – автор явно сочувствует своему лирическому герою;
  • умолчания – «Все чужие… Бог далек…» – расположенные рядом, они усиливают производимое впечатление, подчеркивают одиночество и беспомощность героя;
  • риторическое восклицание – «Не было б осечки!»;
  • лексический повтор – «гаснет, гаснет»;
  • синтаксический параллелизм – «Это видел…», «Это …слыхал» – такой прием создает в акцент на увиденном и услышанном.

Талант большой русской поэтессы позволяет изменить перспективу: читатель наблюдает за лирическим героем как бы из печи, видит его воображаемыми глазами уголька. Обилие местоимений придает изложению доверительный характер.

Краснеющий в печи уголек является отсылкой к теплому домашнему очагу, к земным радостям. А свеча выступает символом романтической любви, духовных устремлений. Погасшая печка символизирует угасание последней надежды лирического героя. Что последует за этим, автор предоставляет домыслить читателям. Слово «осечка» позволяет предположить попытку сведения счетов с жизнью.



15 апреля 1886 г. родился Николай Гумилёв – русский поэт, прозаик, переводчик, литературный критик, один из ведущих представителей акмеизма.

Утром 14 апреля 1930 г. Маяковский выстрелил себе в грудь после ссоры с Норой Полонской. Маяковский скончался до приезда кареты «Скорой помощи».

Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах