«Возвращение» А. Фет
Вот застава – скоро к дому,
Слава богу, налегке!
Мой привет Кремлю родному,
Мой привет Москве-реке!Не увижу ли, не встречу ль
Голубых ее очей?
Догадаюсь ли, замечу ль
По сиянью их лучейДолгой тайны нетерпенье,
Пламень в девственной крови,
Возрожденье, упоенье
И доверчивость любви?
1842 г.
Анализ стихотворения Фета «Возвращение»
Стихотворение «Возвращение» Афанасий Афанасьевич Фет написал в 1842 году. Оно не вошло ни в один из сборников и впервые увидело свет только в 1959 году в книге «Полное собрание стихотворений».
Произведение короткое. Оно состоит из трёх четверостиший, стихотворный размер которых – четырёхстопный хорей. Строки рифмуются перекрёстно по схеме abab.
В этом стихотворении поэт выступает в качестве лирического героя. По многочисленным задорным восклицаниям мы понимаем, что это энергичный юноша. Вся его речь, подкреплённая ритмичным размером строк, так и пышет молодецким пылом. Герой не ограничивает свои эмоции и искренне радуется каждому событию. Обратим внимание, каким счастьем его наполняет простое отсутствие тяжёлой ноши. Анафоры «Мой привет…» в двух строках первой строфы подчёркивают, что герой приходит в восторг, видя знакомые места. Отдельно следует упомянуть эпитеты. Кремль автор называет «родным», что выдаёт в нём настоящего патриота.
Итак, первое четверостишие формирует в нашем воображении образ этакого молодого удальца, неисправимого оптимиста, способного во всём в жизни найти удовольствие. Последующие строфы добавляют к нему ещё одну черту – романтичность. Любовь – вот что заставляет юношу испытывать самые сильные чувства. В словах, относящихся к возлюбленной, мы уже не видим прежнего задора.
Конечно, речь героя почти не изменилась. В ней так же присутствуют повторы, но на этот раз это эпифоры: нечётные строки второго четверостишия оканчиваются на «ль» (изменённая форма частицы «ли»). То есть, мысли о встрече с зазнобой заставляют юношу сомневаться, волноваться и трепетать в предвкушении.
Немного иная лексика наблюдается во фразах, посвящённых возлюбленной. Появляются архаичные словечки («очей»), которые придают речи оттенок сказочности, некой древней степенности. Мы узнаём о героине только то, что её глаза голубого цвета, но автор пользуется необычным образом «сияние их лучей», что отсылает к поэзии средневековых романтиков, например, Франческо Петрарки, также воспевавших свет, источаемый прекрасными женскими глазами.
Третья строфа является кульминацией стихотворения. Здесь мы видим перечисление, выраженное в виде градации, тех чувств, которые надеется встретить герой со стороны зазнобы. Интересно, что юноша ждёт, что совсем юная девушка (это понятно по эпитету «в девственной крови») проявит одновременно страсть, нетерпение и способность наслаждаться любовью.
Как мы видим, это произведение является примером пылкой юношеской лирики А. А. Фета. Оно достаточно чувственно, поэтому неудивительно, что его так долго не решались печатать.